Поехали!

Михей

Приключение - это правильно понятая неприятность


сообщение #31, 16.03.2012 в 03:02
Про остатки замчища Воронечь (Воронач) в Ушачском районе близ нынешней д. Вороничи. Не путать с замком Воронач, существовавшим на Псковщине.

"При д. Воронечь, на берегу р. Ушачи, по направлению к д. Бороды, городище, известное в народе под именем Замка. Оно делится на три части: восточную, западную и южную, которыя отделяются одна от другой углублениями; форма этих частей треугольная (окружность всего городища 660 саж.)".
Известия Императорской археологической комиссии. Выпуск 5-й. 1903 г.
 

Михей

Приключение - это правильно понятая неприятность


сообщение #32, 22.03.2013 в 00:11, изменено: 22.03.2013 в 02:28 (Міхей)
О замке Сокол из “Белорусских древностей” А.М. Сементовского (Санкт-Петербург, 1890г.):

На пространстве Полоцкаго уезда также сохранились следы несколькихъ древнихъ замковъ, именно: Соколинскаго, Ситнянскаго и Нещердскаго.
Соколинскій замокъ, по древнему Соколъ, былъ сооруженъ русскими въ 1566 году. Онъ находился на возвышенности, въ углу, между рекой Дриссой и впадающей въ нее речкой Нищей, въ 30 верстахъ отъ Полоцка, 70 верстахъ отъ Себежа и въ 25 верстахъ отъ г. Дриссы. Замокъ этотъ былъ однимъ изъ сильнейшихъ: онъ имелъ одинадцать башень и былъ окруженъ деревянной стеной, валомъ и рвомъ. Следы последнихъ существовали еще не такъ давно, а быть можетъ существуютъ и ныне. Соколинскій замокъ существовалъ всего только 13 летъ, именно по 11-е сентября 1579 г. Въ этотъ день, после упорнаго сопротивленія русскаго гарнизона онъ былъ взятъ литовскими войсками и сожженъ.
Въ полномъ собраніи русскихъ летописей (томъ IV) относительно паденія крепости Сокола говорится: „въ лето 7087 (1579 года) Литовскій король Полоцко взялъ, того же года и Соколъ взяли и людей побили 40.000 ратныхъ и городъ сожгли". Исчисленіе убитыхъ очевидно ошибочно и не сообразно съ размерами самой крепости, где и четвертой части т. е. 10.000 горнизона поместить было негде. Это отчасти подтверждается даже очевидно пристрастнымъ письмомъ Людовика Баромьскаго к папскому нунцію въ Польше изъ Полоцка отъ 14 Сент. 1579 г.

„Часть Московскаго войска для оказанія помощи Полоцку прибыла не задолго предъ симъ, въ замокъ Соколъ и охраняла его; несколько дней тому назадъ этотъ замокъ былъ осажденъ воеводою подольскимъ и польско-немецкимп войсками. 11-го числа этого месяца замокъ былъ взятъ и окончательно сожженъ. Во время пожара убито до 4-хъ тысячъ и это были не рядовые или простые войны, но цветъ московскаго войска; они храбро защищали замокъ, что вызвало состороны нашихъ и удивленіе? и некоторый урокъ? Почти половина убитыхъ придворные Московскаго Царя (!); три воеводы были убиты, три взяты въ пленъ, ізъ коихъ более известенъ Шереметевъ, мужъ славнаго въ своемъ отечестве имени и знатной фамиліи; число остальныхъ пленныхъ тоже не мало *). Знакомымъ съ польскими документами о войнахъ съ Россіей подобное хвастовство не новость. Но наиболее подробное описаніе паденія этого несчастнаго замка, оставилъ намъ Мартинъ Бельскій въ своей Kroniki Polskiy. Водъ точный переводъ его разсказа.
*) См. Витебская старина т. IV стр. 136.

„Скоро подступили и подъ Соколъ. Польская пехота съ одной стороны, а немецкая съ другой стали делать шанцъ у замка. Москвитяне видя, что нашихъ не много, и зная, притомъ что у нихъ большой недостатокъ въ лошадяхъ, а те которыхъ имели, были очень изнурены, порешили сделать вылазку изъ замка до разсвета и ударить на нихъ. Вдруг, изъ нашихъ шанцевъ пущены были въ замокъ три раскаленныя пули, две изъ нихъ москвитяте сразу потушили, а третей, ударившей низко въ заборъ не заметили. Пуля эта сразу легко зажгла весь замокъ, такъ какъ он былъ построенъ изъ смолистаго дерева (изъ сосны). Увидевъ это, гетманъ тотъ часъ приказалъ всемь быть готовымъ какъ бы къ битве. Москвитяне въ торопяхъ, будучи встревожены этимъ огнемъ и полагая, что наши ударили на нихъ, бросились бежать изъ замка. Шереметевъ въ одне ворота, а Борисъ Шеинъ въ другія. Шереметевъ попалъ на Брацлавскаго воеводу, который и взялъ его въ пленъ со всеми бывшими при немъ. Бориса Шеина, а также всехъ техъ, которые были съ нимъ, убили немцы, (онъ накинулся на нихъ). Москвитяне сложили руки и просили не убивать ихъ, но не смотря на это ихъ кололи копьями и пиками. Видя это прочіе москвитяне задвинули ворота решеткой и заперевъ тамъ несколько нашихъ, убили ихъ. Выломавъ решетку, другіе изъ нашихъ бросились туда и спасля своихъ. Вследствіе этого, одни изъ москвитянъ были убиты, а другіе сгорели. Повсюду лежало очень много труповъ, слуги грабили ихъ и нашли при нихъ много денегъ и также серебряныхъ колецъ, которые отсекали даже съ пальцами. Немки (Niemkinie) же распарывали имъ животы и выбирали изъ нихъ сало, такъ какъ это былъ все народъ очень жирный. После этого дела, Мелецкій на четвертый день благополучно возвратился къ королю и передалъ ему не мало пленныхъ... Не рады были этому Венгры, такъ какъ они все говорили, что безъ венгров поляки ничего не докажуть... И самъ король выразилъ гетману не такое удовольствіе, какъ бы следовало...
 

Михей

Приключение - это правильно понятая неприятность


сообщение #33, 22.03.2013 в 00:43
Не слышал до этого о замке Вята, кроме карты, приведенной Degen’ом в начале темы.
Но вот в книге “Замкі і людзі” историка и археолога Михася Ткачёва (Мінск, 1991) промелькнула кое-какая инфа:

Мястэчка Вята з дваром і замкам вядома па крыніцах XVI ст. Яно было заснавана і знаходзілася каля сучаснай вёскі Пруднікі Міёрскага раёна Віцебскай вобласці. Замак стаяў на старым гарадзішчы эпохі ранняга жалезнага веку і XII – XVI стст. Яно размяшчалася на левым беразе Вяты, левым прытоку Заходняй Дзвіны. Некалі яго пляцоўка памерамі 118 х 65 м была ўмацавана кальцавым валам. Цяпер ён амаль цалкам споўз на схілы і знівеліраваны. Толькі з паўднёвага напольнага боку захаваліся курганападобныя рэшткі вала вышынёй 4,2 м.
У 1516 г. Іван Сапега атрымаў прывілей ад караля Жыгімонта на пабудову ў Вяце фартэцыі, закладку тут горада, крамаў і торга. У сярэдзіне стагоддзя Вятай валодалі збеглыя рускія князі Пронскія, затым Сіняўскія. Хаця далей пісьмовыя дадзеныя пра Вяту адсутнічаюць, аднак яго ўмацаваны замак пастаянна адзначаўся на картах XVI – XVII стст. Памежнае становішча замка і мястэчка не садзейнічала іх існаванню. У сярэдзіне XVII ст. яны былі разбураны ў ходзе вайны Расіі з Рэччу Паспалітай.

иллюстрация: Zamok_Vyata_foto.jpg (268 kb, 800x586)

 

Михей

Приключение - это правильно понятая неприятность


сообщение #34, 22.03.2013 в 01:08, изменено: 22.03.2013 в 02:01 (Міхей)
Оттуда же немного про крепость в Чашниках:

Уладальніцкае паселішча Чашнікі вядома па пісьмовых крыніцах з XVI ст. Спачатку яно лічылася валоданнем князёў Лукомскіх.
У час Лівонскай вайны на ўзвышэнні правага берага р. Улы па загаду Івана Грознага быў змайстраваны драўляны замак. Пад сценамі гэтага ўмацавання, на “чашніцкіх палях” 23 студзеня 1564 г. армія Н. Радзівіла нечаканым ударам разграміла дваццаціпяцітысячнае царскае войска князя П. Шуйскага. Замак быў спалены, аднак хутка па загаду карала Жыгімонта Аўгуста адноўлены.
У 1567 г. пад Чашнікамі пацярпеў паражэнне атрад татар – Амурата і войска князя Палецкага, разбітыя гетманам Раманам Сангушкам. У 1580 г. тут стаяў кароль Стэфан Баторый, які прымаў пасла Івана Грознага. Па інвентару 1663 г., Чашнікі былі неўмацаваным мястэчкам са старым замкам. У час Паўночнай вайны, 19 кастрычніка і 2 лістапада 1708 г., пад Чашнікамі адбылося дзве бітвы паміж рускімі і шведскімі войскамі. Мястэчка і замак былі спалены.
Пасля Лукомскіх Чашнікамі валодалі Сапегі, А. Казаноўскі, Служкі, патоцкія, Лапот і Валадковічы.
Старое замчышча занята могільнікам.


Чуть подробней про битвы у Сементовского:

В томъ же Лепельскомъ уезде и на берегу той же речки Уллы, поближе къ городу Лепелю, именно въ 31 версте отъ него, а отъ Витебска въ 80, былъ другой укрепленный замок – Чашніцкий. Онъ находился на томъ месте, где устроено впоследствіи католическое кладбище съ часовней. Замокъ этотъ памятенъ несчастной битвой подъ стенами его въ 1564 году отряда князя Петра Ивановича Шуйскаго, внезапно, по оплошности военачальниковъ, атакованнаго въ превосходныхъ силахъ польскими дружинами: Николая Родзевича, Григорія Ходкевича, Богдана Соломерецкаго, Романа Сангушки, Богуша Корецкаго, Ивана Ходкевича и Николая Сапеги. Дорого поплатились русскіе воины за свою неосторожность; около 9,000 ихъ легло на поляхъ чашницкихъ, множество оружія и более 3,000 подводъ съ разной амуниціей и запасами достались победителямъ. Въ эту несчастную битву погибло также много русскихъ военачальниковъ и детей боярских, погибъ и несчастный Шуйскій; будучи раненъ и идя съ поля битвы, онъ палъ подъ топоромъ не узнавшаго его крестьянина. Только на другой день тело Шуйскаго найдено въ реке Улле.
Въ 1567 году гетманъ Сангушко разбилъ подъ Чашниками отряды князя Палецкаго и помогавшихъ ему подъ начальствомъ Амурата, татаръ. Вообще окрестности м. Чашниковъ не разъ были театромъ битвъ кровавыхъ; почему оне усеяны такимъ множествомъ кургановъ и почему въ этой части Лепельскаго уезда вчастую попадаются перержавевшіе обломки древняго оружія.
 

Degen1103

"Кургузый", "Бредовый", МК150/1800


www email
сообщение #35, 22.03.2013 в 08:03
Хорошо, что про крепости вспомнили!

Прошлогоднее фото Партизаныча на месте замка Красного, он же Цётча:

My God, it's full of stars!
 

Михей

Приключение - это правильно понятая неприятность


сообщение #36, 22.03.2013 в 11:28
Я так понимаю, это на перешейке Островито-Плюсно?

Вообще с местоположением этого замка пока много непонятного.

У Сементовского о нём всего несколько строчек. Обратите внимание, что замок у него круглой формы:

Красный замокъ былъ построенъ въ 15.. году поляками, на перешейке разделявшемъ. озера Островито и Плюсно, въ 34 верстахъ отъ г. Полоцка и 52 отъ г. Лепеля. Замокъ этотъ 31 іюля 1579 г. взятъ Стефаномъ Баторіемъ; воспоминаніе о немъ сохранилось вь памяти народа. На плане 1579 г. замокъ этотъ представленъ въ круглой форме, стоящимъ близъ озера.

Брэжго указывает уже две версии местоположения замка:

В Лепельском повете, неподалёку от погоста Тётча, на перешейке, что отделяет озеро Островито от озера Плюсна, стоял замок Красный. В документе 1593 года замок этот – в соответствии с правописанием того времени – назван Тетче. О месте, где он стоял, есть два предположения. Одно указывает на место на юго-востоке от погоста Тётча, там, где сейчас деревня Красное. Но эта местность совсем не соответствует рисунку С. Пахоловича. В соответствии со второй версией замок стоял на западе от погоста Тётча, там, где сейчас погост городок. Это больше похоже на правду.
Есть данные, что король Жигимонт Август в 1564 г. здесь, в имении Реута, приказал построить замок с тремя башнями, а также, что в том же году московиты добыли его.
Согласно рисунку С. Пахоловича 1579 г замок Красный представлял собой треугольник с четырьмя башнями. Стоял он на берегах двух, названных Тётча, озёр, соединённых протоком и окружавших замок со всех сторон.
Ещё до того, как король Стефан Баторий добыл Полоцк, литовские казаки под командованием Франтишка Жука в конце июля 1579 г. неожиданно ночью напали на Красный. Приставив лестницы и захватив гарнизон, который был к этому совсем не приготовлен, казаки завладели укреплениями. Но так же, как быстро добыли замок, так же быстро его и потеряли. После того, как в замке нашли всего вдоволь, победители начали упиваться да при этом брататься с московитами. Те же выбрав удобный момент, когда казаки были пьяными, послали об этом сообщение в Сушу. Оттуда в тишине подошло 800 московитов, которые перерезали спящих, а замок сожгли и сравняли с землёй.


А Иванов уже за вторую версию:

Замок Красный - пересмотрев указания Брежго Б. о расположении этого замка между озерами Островито и Плюсна (находятся в Ушачском р-не рядом с дер. Красное), можно считать его местонахождением перешеек, образованный заливами южной части оз. Паульское (Тетча) в Ушачском р-не. Замок был построен в 1564 г. Сигизмундом Августом, в плане был треугольный и имел 4 башни. В 1564 г. был взят русскими войсками. Литовские казаки в июле 1579г. ночью внезапно овладели замком. Когда на радостях победители упились, то уцелевшие русские послали сообщение в ближний русский замок Сушу, откуда тайно подошли 800 стрельцов, перерезали спавших победителей и сожгли замок.
 

Partizan

Крылья, ноги... Самое главное - хвост!


www email
сообщение #37, 22.03.2013 в 13:31
цитата сообщения от Міхей отправленного 22.03.2013 в 11:28
Я так понимаю, это на перешейке Островито-Плюсно?
Да. Не стану утверждать, что именно здесь (Позиция 47) была крепость, но лучшего места для контроля за дорогой не найти.


Вероятно модно найти мотив и для постройки замка на полуострове Паульского озера, но я туда не заезжал...

Больше фото здесь.
І ўсё-ж мы дойдзем, дойдзем мы да Беларусі!
 

KciroohS

<-CCC-< = ~ ~

243486263
www
сообщение #38, 22.03.2013 в 20:31
Был в следующих местах:
1. Полуостров оз.Нещерда. Несколько недель стояли как раз на мысу, помню и кладбище на другом мысу. Этими вопросами тогда не интересовался, поэтому не обратил внимание на рвы или курганы.
2. д.Гомель (полоцкая). Не соображу, где был замок. Предполагаю, что около ГЭС и укреплений линии Сталина.
3. р. Туровлянка. Остатки земляных укреплений в устье по правому берегу.
4. р.Вята. В низовьях берега действительно очень крутые и заросшие. Местные к реке не ходят, с реки тоже мало что видно. На фотографии место лысое, так что предполагаю, что замок был где-то совсем рядом с устьем. Посещение может быть затруднено из-за погранполосы.
5. д.Суша. Место действительно интересное, но где искать валы и рвы, не знал. По сути там дорога через деревню, а всё остальное занимают дворы местных жителей.
6. д.Вороничи на р.Ушача. Замчище красивое, видно с дороги. За ним древнее кладбище, с могилами, выложенными камнями. Атмосферное место, впечатлило.

Из того, что не упоминалось в теме:
7. Крепость Оболь (Козьяны), на полуострове р.Оболь после впадения Свины. В 2008 г. там стояли даже деревянные стенды. Видимо, была какая-то тусовка. Огроменные (разрытые) курганы.
8. р.Улла, по правому берегу в устье. Времени искать замчище не было. Полагаю, если что и осталось, на том месте теперь церкви.
9. Сам Полоцк:)

Сам не был:
10. Замчище на острове в устье р.Дисна. Его копали археологи из ПАЛ (полоцкий археологический лагерь), при желании можно поинтересоваться, что выкопали.

Чуть подальше (или здесь только про Полоччину?):
11. Себеж, на мысу.
12. Замок на острове оз.Мядель.
13. Полуостров на оз.Лепель около д.Старый Лепель.
Все три места потрясающие.
Белое, Карское, Охотское, Японское, Тихий, Байкал, Адриатика, Черное
 

Degen1103

"Кургузый", "Бредовый", МК150/1800


www email
сообщение #39, 22.03.2013 в 20:58
цитата сообщения от CxooricK отправленного 22.03.2013 в 20:31
10. Замчище на острове в устье р.Дисна. Его копали археологи из ПАЛ (полоцкий археологический лагерь), при желании можно поинтересоваться, что выкопали.
Остров видели только с берега...



Себеж? Интересно, интересно... Я думал, там только с горки вид панорамный... Или это и есть место крепости?
My God, it's full of stars!
 

KciroohS

<-CCC-< = ~ ~

243486263
www
сообщение #40, 22.03.2013 в 21:37
Да, именно на мысу и было замчище. Все вместе называется Замковая Гора.

14. Дриссенский замок. Был в Дрысе (ныне Верхнедвинск) при впадении р.Дрыса в Западную Двину.

Возможно, замки также возводились на городищах, количество которых значительно больше. В частности, есть несколько городищ на группе т.н. Лепельских озер (район Атолово-Яново), с воды не видных, точное местоположение которых я затрудняюсь идентифицировать. Есть городища на р.Ушача и мн.др.
Белое, Карское, Охотское, Японское, Тихий, Байкал, Адриатика, Черное
 

Михей

Приключение - это правильно понятая неприятность


сообщение #41, 23.03.2013 в 00:15
цитата сообщения от CxooricK отправленного 22.03.2013 в 20:31
2. д.Гомель (полоцкая). Не соображу, где был замок. Предполагаю, что около ГЭС и укреплений линии Сталина.
Тут я предположил как раз, что городище находилось на холме, где сейчас укрепления Линии Сталина. Это правый берег Туровли.



Но Сементовский указывает, что городище находилось на левом берегу реки:
...въ м. Гомеле, въ 23 верстахъ отъ Полоцка и въ 54 от Лепеля, на левомъ берегу реки Туровки, на крутом пригорке, было когда-то большое земляное укрепленіе, построенное по повеленію короля Сигизмунда-Августа. От укрепленія этого осталась и по ныне кой-какіе следы рва и вала.

До этого встречал где-то в литературе (сейчас не вспомню точно источник), что городище было всё-таки на правом берегу. Возможно, Сементовский и ошибается, потому что более подходящего места, чем этот холм, для укрепления трудно найти.
 

Михей

Приключение - это правильно понятая неприятность


сообщение #42, 23.03.2013 в 00:31
цитата сообщения от CxooricK отправленного 22.03.2013 в 21:37
14. Дриссенский замок. Был в Дрысе (ныне Верхнедвинск) при впадении р.Дрыса в Западную Двину.
Оттуда же:

Отъ древняго Дриссенскаго замка, находившагося въ углу при сліяніи рекъ Западной Двины и Дриссы, не осталось и следа; место, на которомъ онъ существовалъ, застроено еврейскими домами и только въ памяти народа сохранилось еще преданіе о бывшемъ некогда въ этой местности замке.
Когда и кемъ впервые былъ заложенъ Дриссенскій замокъ — ни исторія, ни древнейшіе изъ местных актовъ ответа не даютъ; достоверно лишь то, что въ 1386 году замокъ этотъ былъ взятъ и сожженъ княземъ Андреемъ Ольгердовичемъ.
Въ царствованіе короля Сигизмунда Августа Дриссенскій замокъ вновь отстроенъ и снабженъ орудіями и снарядами, но кемъ и когда снова разоренъ также неизвестно.
 

Михей

Приключение - это правильно понятая неприятность


сообщение #43, 23.03.2013 в 00:42
цитата сообщения от CxooricK отправленного 22.03.2013 в 20:31
8. р.Улла, по правому берегу в устье. Времени искать замчище не было. Полагаю, если что и осталось, на том месте теперь церкви.
Скан статьи про крепость Улла из книги Ткачёва "Замкі і людзі":
иллюстрация: Ulla_2.jpg (77 kb, 424x800)

 

Михей

Приключение - это правильно понятая неприятность


сообщение #44, 23.03.2013 в 01:00, изменено: 23.03.2013 в 01:01 (Міхей)
Сементовский тоже об Улле знает:

Замокъ, бывшій въ м. Улле, на берегу реки того же имени, въ 55 верстахъ отъ г. Лепеля и въ 67 отъ Витебска, на месте, где теперь церковь и ближайшіе къ ней дома, основанъ въ 1563 году, по указу царя Іоанна Васильевича. Сначала онъ былъ деревянный, съ такою же стеною и башнями, потомъ въ разные годы, то русскими, то поляками, были прибавлены къ нему земляныя укрепленія, отъ которых не осталось и следовъ. Во время войны царя Алексея Михайловича съ польскимъ королемъ Іоанномъ-Казиміромъ, Улльскій замокъ былъ сожженъ русскими. Съ техъ поръ, кажется, онъ не возобновлялся.
 

KciroohS

<-CCC-< = ~ ~

243486263
www
сообщение #45, 23.03.2013 в 01:35
Белое, Карское, Охотское, Японское, Тихий, Байкал, Адриатика, Черное
 
1 2 3 4 печатать
Поехали! © 2002-2017