Автор

Река Щара - левый приток Немана. Длина составляет 325 км. Берет свое начало, вытекая из озера Колдычевское.
Пройдена была за два этапа:

  1. 08-16.08.2015
  2. 09-13.09.2015

Часть 1. 08-16.08.2015

Первую часть шли вдвоем с моим другом Димой.
Выбраться на реку у нас получалось в субботу (08.08.2015) лишь во второй половине дня или в воскресенье с утра. Решили ехать в субботу, собрать байдарку, заночевать и уже с утра отправиться в путь.
Начинать решили максимально ближе к истоку с учетом возможности подъезда на машине и наличием воды в реке. И так точкой старта предварительно выбрали мост через реку на дороге между деревнями Уласы и Торчицы. Количество воды в реке по приезду нас в принципе устроило. Оставалось выбрать место для ночлега. Так как возле моста были сплошные кусты и заросли крапивы, то вернулись немного назад и свернули перед мостом в лесок на дорогу, которая ведет к садовым участкам. Проехав немного, нашли место с относительно хорошим подходом к воде и место для ночлега. Разгрузились, собрали байдарку, поужинали и спать. Завтра в путь.

День 1. 09.08.2015

С утра нас посетил обитатель здешних мест

Река в этом месте выглядит следующим образом

Ну а подход к ней

И вот после стандартных утренних процедур мы на воде. И в Диминых глазах читается - "Что мы здесь делаем?", а чуть позже - "За что мне все это?" :)

Плывем через заросли

Правда иногда они настолько плотные, что приходится почувствовать себя бурлаком

Часа через полтора мы достигаем моста возле деревни Загорье

Начинают встречаться кладки через реку

И другие препятствия

Где-то в районе 13.00 достигаем леса, через который будем плыть до моста через трассу М1

В лесу появляются завалы из поваленных деревьев, которые преодолеваем в целом без затруднений. Однако вскоре наткнулись на серию, порядка 3-4, поваленных деревьев. На их преодоление понадобилось и время и силы, так как берега заболочены, а где не заболочены, там густо заросшие. В итоге приняли полноценные грязевые ванны, но успешно прошли этот участок.

И поплыли дальше

Миновали пешеходный мостик

и минут через 45 достигли моста на трассе М1

Вид с моста на старую дорогу Минск-Брест. Да-да, река там есть. :) Только она в камышах и до следующего моста мы были в роли бурлаков.

За мостом стали на обед. А дальше наш путь лежит в те края

Река по-прежнему заросшая

Только перед д. Крошин река становиться чище

В деревне мы около 18.00. Проплываем через водохранилище

И делаем обнос плотины, где нам всячески пытаются помочь пьяные отдыхающие местные, которым как-то совсем не получается объяснить за чем нам это надо. Благодарим за помощь, говорим, что покатать их не может - отстаем от графика, и плывем дальше, а они остаются спорить, за сколько же мы доплывем до ж/д моста.

Вскоре мы были у моста

За мостом пришлось преодолеть ряд свай. Дальше по пути был мост у д. Старый двор. Оттуда мы приплыли

а это путь вперед

Вечерело. Надо было выбирать более-менее хорошее место и становиться на ночевку.

День 2. 10.08.2015

С утра был дождь с грозой

В итоге на воде мы в 10 с хвостиком

Преодолевая очередное препятствие, мы отправили байдарку в свободное плавание. :) Сила есть ума не надо…

Далеко она не ушла, река то заросшая. Пришлось лесть за ней. Достали. Поплыли. А дальше камышовые джунгли, которые чередовались с небольшими участками чистой воды.

По берегам заросли не меньшие

Встречаются бобровые хатки

Порой камыши расходятся

Можно любоваться лилиями

Изредка есть твердый берег размять ноги

А в небе летают истребители

Виды реки

Мост в д. Адаховщина

Река все такая же заросшая

Во время обеда виден костел в д. Литва

Плывем дальше

Встречаются причудливые "огурцы"

На ночевку стали за д.Лабузы

День 3. 11.08.2015

Утро встречает нас туманом

и приятным рассветом

В начале пути были ж/д мосты

Река уже более широкая

Мост с очень низким уровнем воды под ним. Пришлось переносить байдарку

Виды реки

За очередным поворотом нас ждал причудливый мост из ниоткуда в никуда

Дальше еще один старый мост

Где-то в 13.30 мы достигли водохранилища

По правому берегу есть немецкие ДОТы

Плотину на водохранилище обнесли по правому берегу

И чуть ниже стали на обед. Далее был мост через трассу Р43. Несколько старых мостов.
Мост № 1

Остатки моста № 2

Были еще и остатки моста № 3 такие же как и моста № 2.

На реке

Вскоре после остатков моста № 3, когда по левому берегу к реке приблизилась дубрава, стали в ней на ночлег.

День 4. 12.08.2015

На берегу нас ждал красивый лес да старый шалаш

Собрались и в путь

В д. Хотяж по совету местных пошли основным руслом, которое мы сначала проскочили мимо, завернув влево, пришлось возвращаться и идти вправо. Так как изначально выбранное нами направление по их словам чередуется бобровыми плотинами и завалами. Основное русло оказалось проходимым, хотя и тут были небольшие препятствия, легко преодолеваемые.

Впереди нас ждал лес

Захотелось даже выбраться из байдарки и немного прогуляться по лесу

В лесу оказалась небольшая лесная речушка

После прогулки отправились дальше

Следующей остановкой был шлюз

Возле него нарвали яблок

Обнос не потребовался, так как из-за низкого уровня воды смогли проплыть под шлюзом.
Миновали старую лодку

К 15.00 были у д. Залужье

Здесь и отобедали. Справа можно увидеть ДОТы, но идти до них далековато.
К вечеру надо было быть на канале Огинского. Так что в путь.
Порой усиливался ветер, и нас пыталось догнать грозовое облако. Однако мы успешно разминулись.

Проплывая через камыши, мы повстречали молодого кабанчика, который вышел к реке попить и от неожиданности свалился в реку. Выбраться у него на берег все не получалось и он плавал туда-сюда, но все-таки смог это сделать и, треща камышами, ломанулся прочь.
В 20.00 мы, наконец, увидели первый шлюз

А солнце тем временем клонилось к горизонту

Разгрузились, поставили лагерь, а осмотр канала и его элементов оставили на завтра.

День 5. 13.08.2015

Решили сделать дневку, осмотреть элементы канала, сплавать на озеро Выгонощанское по каналу.

канал Огинского

Участок канала, соединяющий озеро Выгонощанское и реку Щару является границей Ляховичского и Ивацевичского районов. Соединяет через Щару и Ясельду бассейны рек Немана и Припяти (Черное море - река Днепр - река Припять - река Ясельда - канал - озеро Выгонощанское - река Щара - река Неман - Куршский залив - Балтийское море).

Состоит из двух частей, начинающихся из озера Выгонощанское: первая (длиной 3, 5 км) впадает в Щару, вторая (длиной 47 км) - в Ясельду. Длина канала (вместе с Выгонощанским озером и озером Вульковским) 54 км. Основные притоки - каналы Краглевичи (справа), Телеханский и Хворощанский (слева). Во многих местах ширина канала не превышает 10 метров, глубина - 50 сантиметров. Возведенные после Второй мировой войны коммуникации и мосты сегодня не позволяют использовать канал для судоходства.

Данная воднотранспортная система наравне с Августовским каналом является наиболее ярким памятником гидротехники XVIII-XIX веков.

Около 1767 года коморник Вальтер, измеряя владения Телехан и прилегающие деревни, пришел к выводу, что между Щарой и Ясельдой может быть сделано водное сообщение по болотам. Эту мысль он подал тогдашнему управляющему пинскими землями варшавскому комиссару пану Тадеушу Нарбуту, подстолию Лидского повета. Для составления проекта был привлечен в качестве чертежника будущий подстароста пинский Матей (Матеуш) Бутримович. Проект канала был отправлен воеводе Виленскому Огинскому, позднее ставшему великим гетманом (в 1768 г.). Тот был очень заинтересован в этой работе и всячески содействовал ее началу. Польский сейм 1768 г. утвердил этот проект, а Огинскому на будущие расходы постановил подарить местечко Логишин и село Мышковцы. Со своей стороны на эти работы он выделил 12 млн. злотых. Матей Бутримович выполнял всю организационную работу: приглашал специалистов, нанимал рабочих.

Строился в 1765 – 1783 годах. За постройку этого грандиозного сооружения его создателю в Виленском замке в 1768 году, еще при жизни, поставили памятник. Огинский не только помог наладить сплав древесины и поднял экономику региона, но и спас Выгонощанское озеро от обмеления. Благодаря каналу начался активный рост прилегающих деревень и селений.

Кроме сооружения канала проводились работы по обустройству прилегающих дорог, очищались реки.

В 1775 году официально объявлено о начале сплава. Окончательно канал введен в эксплуатацию в 1783 году. Гидротехнические конструкции представляли собой деревянно-земляных сооружений с 10 шлюзами. По каналу, в основном двигались на шестах и вёслах, хотя по обеим его сторонам были упорядоченные береговые полосы для буксировки судов (как правило, это делалось конной тягой). На канале было 2 пристани - Телеханы и Огинская. Во времена Огинского на канале взималась плата, утвержденная Варшавским сеймом, - по 8 злотых с каждого весла или спицы.

Огинский канал не был глубоким, и в засушливые годы движение и сплав леса затруднялись. Поэтому в соответствии с указом Павла I от 23 февраля 1795 года было решено «приступить до ремонта канала с целью принести больше выгоды российским подданным», на что отпускалось 60 тысяч рублей. И с 1799 по 1804 год он ремонтировался. После чего его ширина стала 10 метров.

В ведомостях Гродненского статистического комитета, составленных 10 сентября 1837 года, указывались количество и стоимость товаров, которые были перевезены по Огинскому каналу в 1836 году: соль, пшеница, уксус, семя льняное, овес, сало, горох, рожь, глиняная и фаянсовая посуда, стекло, кирпич, табак и др. Всего – на 1, 5 млн рублей. Из-за рубежа привозили железо и изделия из него, изделия из драгоценных металлов, с юга – шелк, вино.

В 1915 году Огинский канал стал разделительной линией фронта. Гидротехнические сооружения были сожжены и разрушены.

В 1926 году польские власти активно взялись за обновление водной артерии и в 1928 году капитально перестроили канал. В сторону деревни Гортоль через него перебросили металлический мост, который разводили при прохождении парохода. В основном канал использовался для лесосплава, но ходили здесь в обе стороны и пассажирские пароходы с паровыми двигателями.

В 1939 году советская власть репрессировала инженеров польского происхождения, которые трудились на канале, и это привело к упадку гидротехники. До 1941-го канал использовался для лесосплава и эпизодически – для судоходства.

В 1942 г. во время боя между белорусскими партизанами и немецкими войсками навигационная система канала была разрушена и больше не восстанавливалась. В 60-е годы ХХ века на канале Огинского были взорваны все шлюзы. Канал обмелел и утратил хозяйственное значение и теперь канал непроходим на некоторых участках даже для туристических байдарок. Между Ясельдой и Телеханами канал идет по осушенным болотам и сегодня играет роль мелиоративного канала. Между Телеханами и озером Выгонощанским - канал сильно сузился и зарос, местами покрыт белыми лилиями и ряской.
Источник - brestobl.net

И так утро на канале

Второй шлюз, видно подвергался реконструкции, выглядит почти как новый

Элементы шлюза

Вид на Щару со шлюза

Пляж на Щаре

Первый шлюз

Опоры разводного моста через Щару

Есть даже инвентарный номер

Механизм разводного моста

Возле шлюзовой камеры есть напоминающие знаки о том, где мы находимся.
В одном месте

В другом

Шлюзовая камера и ее элементы

На канале по пути к Выгонощанскому озеру

Остатки береговых полос для буксировки судов

Перед озером

Выгонощанское озеро

Вход в канал из озера

Канал на обратном пути

Вечер на канале

День 6. 14.08.2015

Очередное утро на канале

Река становиться шире и менее заросшей.
В пути

Встретили укрепленный берег. Видимо когда-то здесь был мост.

Чистое любопытство загнало на дерево, чтобы осмотреть окрестности

Где-то через час обнаружили хатку бобра

Осмотрели и отправились далее

Вид с моста в д. Добромысль назад

Сразу за мостом остатки старого моста

Река Щара

На стоянку стали на обрывистом сосновом берегу перед д. Волька

День 7. 15.08.2015

Утро нас встречало интересным облаком, из которого вниз шли "облачные ручейки"

На стоянке с утра

Твердый берег встречается все чаще

Мост перед д.Волька

Река Щара

Мост за д.Волька

Мост у д.Могилицы

На реке

Мост на трассе М1

Под мостом

Вид с моста

Киот в честь Жировичской иконы Божьей Матери

Не забывайте ;)

Дальше был мост на трассе Р2

На опоре которого был замечен бэтмен

Вид с моста

Из-за очередного водохранилища река становиться намного шире.
На берегу

Шлюзовой комплекс

Плотина

Остатки здания гидроэлектростанции, которая была введена в эксплуатацию в 1958 году. На ней были установлены 3 турбины мощностью 150 квт каждая и построена плотина длиной 30, 8 м.
Гидроэлектростанция не эксплуатируется с 70-х годов после ввода в эксплуатацию Березовской ГРЭС. Используется только плотина рыбхозом для заполнения прудов

Турбина

Подъездная аллея возле ГЭС

Обнос плотины делали по левому берегу.
После плотины река становиться уже

Остановились чуть ниже устья р.Гривда

Утром помыли байдарку, собрались, за нами заехали, погрузились и поехали в Жировичи на экскурсию
собор Успенский (1613-50 гг.)

церковь Крестовоздвиженская (1769 г.)

церковь Богоявленская (1672 г.)

колокольня (1828 г.)

А затем в Сынковичи посмотреть храм оборонного типа - святого Архангела Михаила XV века

Ну и где-то точно есть елка 1 штука. Если кому надо ;)

Часть 2. 09-13.09.2015

День 1. 09.09.2015

Дорога к месту старта, то есть к месту, где закончилась первая часть, сопровождалась туманом и кратковременными дождиками. На месте были в 6.40. Эту часть мне предстояло идти уже одному. Что ж время собирать байдарку, паковаться, завтракать и отправляться в дорогу.
Знакомые места

Зрительно воды побольше будет, все ж дожди были

Перед ж/д мостом

Ж/д мост

На реке

Бобровая хатка

По берегам все больше деревьев

"Дикие танцы"

Было пасмурно, временами шел дождь

Опора моста возле д.Бытень напоминает слоеный пирог

Все в сборе. Тут и белые цапли, и лебеди, и утки

Твердые берега, которых так не хватало в первой части

К 11.30 небо прояснилось

Река Щара

Около13.00 решил пообедать, тем более такой замечательный бережок появился

На обед ко мне в гости заглянул дождик. Забавно, так как начался он аккурат, когда я поставил готовить еду, и закончился, когда я отправился в путь. Было интересно наблюдать его начало - сначала слышишь, что где-то что-то шумит, а потом видишь как по гладкой, спокойной воде, выбивая на ней пузыри, из-за поворота идет стена дождя. И вот тебя уже накрывает дождем.

Заодно на предыдущей фотографии можете поискать рыбака. Что? Не видите? А он есть. :)
Закончив обед, я отправился дальше в одну сторону, а дождь видимо в другую, так как больше в течение дня мы не встречались.

Деревянный мост

На реке

Остатки моста

Казалось, что дождь все-таки будет

Сосновый бережок

Птичьи поселения

Пока садилось солнце, а я выбирал место для ночлега, можно было любоваться великолепной радугой

Так и подошел к концу первый день.

День 2. 10.09.2015

Утром все в тумане

Чем выше солнце тем меньше тумана

К моменту выхода его уже совсем нет.
На берегу видны следы деятельности бобров

На реке

Сваи старого моста

Очередной затопленный "баркас"

По дороге с облаками

Норка

Мост в д.Большие Шиловичи

церковь Казанской иконы Богоматери (1818 г.) в д. Большие Шиловичи

По дороге к церкви справа находится магазин ;)
Вид с моста на Жировичи и реку

Облака

Мост через трассу Р99

Остатки какой-то конструкции

Остатки деревянного моста

За ними еще одни, а дальше уже целый мост

Впереди Слоним

Утки, которые при встрече на реке разлетаются в разные стороны, едва заметив мое приближение, в пределах города абсолютно никак не реагируют на меня, лениво плавая почти рядом или сидя на камне. Но, как только город заканчивается, у них просто начинается паника при моем виде. :)

Устье Иссы

Пейзаж

А вот место, где мне предстоит заночевать

Небо было абсолютно чистым, так что мне довелось полюбоваться звездами за чаепитием после ужина. Было здорово!

День 3. 11.09.2015

Утро выдалось самым холодным - всего +4

Далее по пути был храм великомученика Георгия Победоносца (1864-67 гг.)

Вид на реку от храма

Река Щара

Было пасмурно и ветрено, но обошлось без дождя

Очередные остатки, вероятно, моста

"Стройняшки"

Деревня

На стоянке

Вечером, когда уже стемнело, кипячу себе чай и слышу по камышам что-то шебуршит. Направляю на место шума свет фонаря, и как раз на берег выбегает норка. Глаза от фонаря светятся. Забавно. Полюбопытствовала, осмотрелась и снова юркнула в камыши. Ну а я попил чаю и спать.

День 4. 12.09.2015

Утро

Утро было просто замечательным. Набирал воду и мыл посуду я на каменном насыпе, который вдавался в реку. И вот, выхожу я набрать воды, а вдоль берега прямо на меня что-то летит и сворачивает буквально в метре в сторону, садясь на камыши на противоположном берегу. Оказалось зимородок, который мне так нравится. Удалось его очень хорошо рассмотреть. А как бонус, он, оказывается, прилетел на рыбалку. Так что довелось в очередной раз наблюдать, как рыбачит зимородок. Увидев добычу, он стремительно падает в воду, немного погружается в нее и, схватив рыбку, улетает.
После завтрака, когда я мыл посуду, из-за поворота реки выплыла семья лебедей в составе трех особей. Проплыли мимо. А, видимо, самец остановился на отмели напротив и размял крылья, показав полный их размах.

И поплыл догонять своих, которые расположились столоваться чуть ниже по течению.

Я же тем временем стал собираться в путь. И, когда готов был отплыть, лебеди решили возвращаться обратно по реке. Чтобы не пугать их, пришлось еще посидеть на берегу, подождать, пока они проплывут мимо.

Вскоре за поворотом показались остатки плотины

Очередной сосновый бережок и песчаный пляж

Зимородок встречался по пути довольно часто. Решил устроить на него фотоохоту.
Трофеи:

  • Анфас

  • Профиль

  • В движении

Река становить шире. По берегам все больше леса

Белорусский цмок

Также чуть позже пересеклись с лисой. Выбежала на берег, немного продефилировала по нему и назад в траву.
Вторая встреча произошла, когда я решил остановиться пообедать на отличном сосновом берегу.

Причаливал справа от обрыва и вспугнул спящего в маленьких елках лиса, который сонно поднялся и неспешно недовольный пошел прочь. Я же припарковался и пошел следом в надежде, что ушел он недалеко. Нашел я его в кустах. Судя по всему это был уже старый, потрепанный жизнью, суровый лис

Разошлись мы в разные стороны. Мне обедать, а у него все-таки тихий час.
Вид из "столовой"

"Декор в столовой"

"Зеленая ромашка"

Полноценная осень не за горами. Первый уже желтый, остальные в очереди

На реке

Флора

Перед д.Щара есть оборудованная стоянка

Аллея

Если выхода к реке нет, но очень хочется

Мост у д.Щара и виды с него

Почти сразу за мостом слева расположен

Минут через 30 после источника будет еще одна стоянка по правому берегу в дубраве

На стоянке

День 5. 13.09.2015

С утра продолжил свой путь

Пасмурно, временами дождь

Флора

Белорусские "апельсины"

Река уже совсем большая

Очередное жертвоприношение реке

Крест на стоянке и сама стоянка

Флора

Третья оборудованная стоянка, наименее привлекательная

Небольшие препятствия на реке

На горизонте Неман

Слева Неман и голубое небо, а справа Щара, пасмурно и облачно

Река Неман

Флора

Мост между мостами

Усадебный дом (начало XX в.) в Правых Мостах

Перед г.Мосты

В г.Мосты закончилось мое путешествие. Предстояло помыть байдарку, собраться, дойти до ж/д вокзала и уехать в Минск. Попал на поезд, который отправлялся через 40 минут после моего прихода на вокзал. Из окна поезда наблюдал церковь Рождества Богородицы (1516-42 гг.) в Мурованке

p.s. Жаль так и не увидел черного аиста… ;)

Спасибо! Замечательно! Смотрел, вздыхал и ностальгировал. Щара - наша первая с супругой река (от Слонима до Мостов), потом была связка Исса-Щара. Впечатления самые положительные.

Еще раз спасибо. Кстати, с наступающим Днем туризма!