Р. Ушача – р. Альзиница – оз. Матырино 03-06.07.2014

Автор
oz.Matyrino._Stapel'._Lodki_sokhnut_pered_remontom.jpg

Душераздирающее повествование о том, как матрасный поход стал экстремальным, но все участники, в конечном итоге, остались довольны или поучительная история неудачного выбора маршрута, неправильного планирования времени, а также рассказ о дикости нравов аборигенов г. Ушачи, с указанием географических координат, привязкой к местности и моралью.

Собрались компанией из 11 человек (при этом 4 женщин, 3 детей) пойти в развлекательно-матрасный поход с женами и детьми. Книга «По западной Двине и ее притокам» подсказала красивый маршрут – р. Ушача. Немного насторожило описание участка после оз. Замошье на стр.59: «Извилистая лесная речка шириной метров 15 выставляет соответствующий набор препятствий: завалы из нанесенного и застрявшего лесного хлама, корчи, отдельные стволы, перегораживающие русло. Будет перекат, не избежать обносов и проводок. Вода чистая, дно песчаное. … Так плыть 5, 5 км до оз. Большое Исно». Тем не менее, адмирал, пребывая в благодушном состоянии духа, решил, что река вполне проходима для экипажей с детьми, так как у взрослых есть байдарочный опыт, в том числе и по преодолению препятствий. Но об ужасах и чудовищных лишениях, ставших следствием недальновидности такого решения расскажем позже…

Состав: «Таймень-3» - 4 лодки. 11 человек (при этом 4 женщин, 3 детей).

1 день. 03.07.2014
Рано утром микроавтобус забрал всех туристов и всю снарягу по квартирам в г.Минске и поехал по Логойскому шоссе (М3). Свернув налево на проселок возле деревни Рожно (название уже должно было насторожить – какого рожна ?!) , добрались до дер. Заозерье, проехав ч-з которую, выгрузились на берегу оз. Муроги на пляже (55, 002559 СШ, 28, 389168 ВД). Пока женщины готовили обед, мужчины собрали лодки. Вот тут и обнаружились недостатки организации. Лодки (3 из 4 были взяты напрокат и не проверены) поставили на воду. 2 из них потекли… Пришлось клеить. Время, в результате было упущено и стали на воду в р-не 14:00.
В первый день предполагалось пройти систему озер Муроги-Тартак-Церковище-Замошье, сделать обнос плотины в дер. Замошье, пройти 5, 5 км отрезок, где ожидались препятствия и устроить ночевку на оз. Бол. Исно.
Озера проскочили относительно быстро. Река узкая, берега заросшие камышом и тростником. Препятствий, практически, нет, за исключением редких мостков. Берега озер также заросшие, людей мало. Была хорошая оборудованная стоянка на левом берегу на оз. Замошье, перед сужением. Но решили, что времени еще много и нужно грести… Подошли к плотине (55.034989 СШ, 28.469211 ВД) в р-не 16:45. Местные жители рассказывали, что во время войны тут была мельница, которая обслуживала партизанскую зону. Немцы неоднократно бомбили ее, но так и не смогли разрушить плотину.
Перенос четырех лодок и снаряги занял время и на воду стали в 17:30. И тут начался Адъ!
После плотины уровень реки сильно упал, часто приходилось тащить лодку на веревочке. Начались завалы. В какой-то момент завалов стало столько, что на преодоление пятисот метров уходил час. Где-то рубили-пилили, где-то перебрасывались, где-то протискивались, где-то совершали чудеса эквилибристики. Было видно, что по реке года три никто не ходил. А так как лодки четыре, то время преодоления препятствия нужно умножать на четыре, так как один экипаж проходит, остальные ждут, а растянуться по реке не представлялось возможным. Стать лагерем при этом негде – кругом болотистые берега или заросли кустов с буреломом. А нас 11 человек… Меж тем смеркалось… Дети устали, женщины приуныли. Вопль и стенания разнеслись над водами Ушачи! Больше всего изматывало ложное ощущение того, что конец заваленного участка близок и вот-вот появится озеро. Просто в голове не укладывалось, что такое небольшое расстояние можно проходить так долго. Но провидение услышало наши молитвы и послало нам участок хвойного леса на левом берегу с относительно ровным грунтом, хоть и с уклоном (55.059257 СШ, 28.496004 ВД). Но, по крайней мере, там можно было поставить палатки! Как оказалось впоследствии, это место – единственно на участке между оз. Замошье и Бол. Исно. Разгружались в темноте, лодки на берег вынести не представлялось никакой возможности – просто привязали их к деревьям. Стоянка, само-собой, не оборудована. Зато полно дров. Вход в воду… есть.

2 день. 04.07.2014
Крепкий сон на свежем воздухе и обильный завтрак подняли настроение. Было решено идти, полдня и стать на стоянку пораньше.
После вчерашних подвигов завалы уже не казались такими бесконечными и проходились на «раз-два-три». Вышли в Большое Исно. Берега озера заросли. Есть небольшое место для стоянки по правому берегу, но самое лучшее – на севере, справа от места, где река выходит из озера. Местные называют его «пляж». Частично оборудована (можно сидеть на бревнах). Отличный вход в воду, песочек. Деревня находится рядом, но на высоком берегу и как-то не мешает.

3 день. 05.07.2014
Вчера народ расслабился. Некоторые переусердствовали в возлияниях и поэтому спали сильно долго. Стали на воду поздно, в р-не 12:00. Осторожно прошли под мостом в дер. Городец. Берега стали луговые, русло сильно заросло «ботвой» и тростником. Течение практически не чувствовалось.
На мосту возле дер. Гута (55.121713 СШ, 28.580460 ВД) в р-не 16:00 устроили совещание, где решили идти до первого более-менее приличного места и становиться на стоянку.
И вот тут была допущена очередная глупость. Две лодки, полные новичков, полных энтузиазма ушли вперед по течению, сильно оторвавшись от остальных. А обе радиостанции оказались в оставшихся лодках (у адмирала, который, по идее, должен был идти вперед, и у контр-адмирала, который замыкал флотилию). Новички проскочили несколько неплохих мест для стоянки, а дальше пошли сплошные заболоченные участки. Терпимое место с затхлой водой, на открытом лугу, фактически в пригороде Ушач, еще встретилось в старице (55.162397 СШ, 28.605440 ВД).
Было примерно 18:00. И вот тут мы решили идти дальше через Ушачи, доверившись путеводителю:
«На выходе реки из поселка высокое каменное здание заброшенной водяной мельницы. Предстоит короткий обнос правым берегом. Далее часа полтора плывем заболоченной поймой, по обоим берегам неширокие луга отделяют от реки пашни. Затем Ушача пойдет лесом, где хорошие стоянки на сухих сосновых террасах повсеместны.» Повсеместны! Это слово вселило надежду! Наглое вранье! Забегая вперед, могу сказать, что стоянок будет две.
В Ушачах под мостом сделали остановку. Адмиральская лодка с упреждением в полчаса ушла вперед искать стоянку, а остальные решили пополнить в магазине запасы провианта и горючего.
Прохождение города Ушачи – это нечто. Мало того, что русло заросло тростником так, что не видно, где река, даже если встать в лодке вертикально, так еще и местные жители, покосив траву на своих участках, прополов грядки, тупо сбрасывают все это (вместе с мусором) в реку, создавая дополнительные препятствия. Приходилось откладывать в сторон вёсла, хвататься руками за тростник и, что есть сил, тянуть! Только так можно было продвигаться. Количество вбитых в дно труб, верхушка которых не достает поверхности воды всего пару сантиметров просто зашкаливает! Ну и мостков огромное количество! Если бы знали, сделали бы обнос всего города.
Упомянутая в путеводителе мельница обноса не потребовала, но несколько рядов старых свай вкупе с зарослями тростника потребовали всяческих «выкручиваний» и действий, напоминающих диагональную парковку.
Спустя часа полтора «подтягивания» в тростнике река стала шире. Берега при этом остались заболоченными и заросшими тростником. И тут с нами связалась отставшая группа, сообщив, что в городе поймали-таки кол и порвали днище (сантиметров 25-30), выбросились на берег и стали шить. Потом уже рассказали, что к ним прибежал хозяин участка и стал орать, что этот участок его и чего они тут. И вообще.
Мы тем временем, проглядели глаза, выискивая место для стоянки. Вроде, и лес уже пошел, а не подойти. Солнце село. От реки поднялся туман. У поганых болот чьи-то тени встают…
И тут зоркие глаза боцмана (боцманши) заметили вдали красные отблески на сосновых стволах! И точно – за поворотом обнаружилась отличная «классическая» стоянка на высоком берегу (55.234015 СШ, 28.588716 ВД). Не оборудована, зато хороший вход в воду, полно дров.
Выгрузились в темноте и сразу разожгли пионерский костер – маяк для остальных трех лодок, которым было идти еще час. А они гребли в темноте, в тумане, с «лобковыми» фонарями на лбу. Спустя какое-то время ожила радиостанция – лодки оказались в зоне связи. И минут через двадцать дикий радостный крик огласил реку – увидели наш огонь!

4 день. 06.07.2014
На расслабоне собрались, стали на воду и неспешно прошли оставшиеся 2 километра до впадения р.Альзинецы. Поднялись вверх по ней до оз. Матырино. Там и финишировали. Антистапель: 55.237961 СШ, 28.574733 ВД. Пока лодки сушились, прогулялись по окрестностям. В лесу полно ягод. Юго-восточнее точки финиша поднимается высокий, поросший лесом холм, с одной стороны которого открывается красивый вид на оз. Матырино, а с другого – на маленькое лесное озерцо Лешва. Согласно путеводителю, в этом месте много древних курганов, но мы их не заметили… Наверное, нужно знать, где искать.
Прямо к поляне, где мы устроили антистапель с юга приходит лесная дорога, по которой прекрасно проходит микроавтобус.

Мораль: по Ушаче ходить можно, но экипажей должно быть не много (максимум 2), при этом в каждой лодке должен быть хотя-бы один опытный матрос. А время – самый ценный ресурс!

На фото: оз.Муроги. Стапель. Лодки сохнут перед ремонтом.

IMGP1084s.jpg

После деревни Городец. В русле полно ботвы. Течение не чувствуется. И так будет до конца похода. :(

Удалённый пользователь

Озеро лучше, чем телевизор!

Отлично :|)