Каноэ-ледокол. Отчет о мини-сплаве по Суле. (Добавлено видео)

Автор

Иней и солнце прошлой недели не давали покоя, звали полюбоваться ими с воды. Если среди недели не вышло – ничего, впереди выходные. Жаль к воскресенью иней куда-то исчез и солнца прогноз не обещал. Но маршрут уже выбран, старшие дети проинформированы о том, что они в воскресенье остаются «на хозяйстве» и присматривать за младшей, так что отступать некуда.
Сула – чистая форелевая речка, где мы ни разу не были, расположенная недалеко от Минска, что в критериях пригодности для сплава выходного дня является большим плюсом. «Звонок другу» и «курение» интернета убедили в том, что ниже Каролины завалов нет, река проходима, ходят коммерческие туры. Не очень-то хочется в мороз выходить в воду и ковыряться в завалах. Еще неуверенность вселяла ледовая остановка. На малых закрытых водоемах уже во всю ловят рыбу со льда а тут сплавляться задумали … Но еще один «звонок другу» развеял сомнения – Сула почти не замерзает даже в сильные морозы. Вот и отлично. Поехали!
Раннее утро. Темно. Прогревая двигатель, еще раз проверяю все ли взял и что забыл. Лодка на крыше, велосипед, весла и сапоги в багажнике, бочка-герма и жилеты в салоне, «ссобойка» с собой и термосы тоже. Термос горячим чаем, лучше с бульоном в это время вещь нужная, а поскольку костер мы не планируем, то и незаменимая. Включаю навигатор в телефоне, ввожу Янушки в графу с названием населенного пункта, выбираю короткий маршрут, отключаю «избегать дорог с грунтовым покрытием». Маршрут проложен – всего 58км. Приедем, наверное, еще затемно. Ира, девушка из навигатора, сначала пару раз заикается, но потом, проснувшись, бодро ведет по маршруту. Проехав километров двадцать в какой-то деревне (пользуясь навигатором не запоминаю названий промежуточных населенных пунктов) сворачиваем с трасы на деревенскую улицу плавно переходящую в дорогу к ферме. Встречный трактор, удивленно моргая фарами, съезжает на обочину, пропуская нас. Его благородный поступок понятен. Не каждое утро машина с каноэ на крыше едет на ферму. Но мы не на ферму а, обогнув ее, едем дальше. Проезжаем километров семь, дорога становится все хуже. Спуски в рытвинах, подъемы. На очередном спуске пару раз цепляюсь рычагами за смерзшиеся гребни колей. Перед очередным подъемом останавливаемся, уж очень колеи в свете фар гребнистые и подъем совсем не маленький. Выхожу осмотреться. Тракторами разбито здорово, на внедорожнике было бы спокойнее. Жена бурчит: «Вот послушай женщину и сделай наоборот». Это она по поводу Иры, девушки из навигатора. Обижается, что Иру слушаю всегда, а ее чаще наоборот. Решаю отойти от принципов, сдаю назад. На горизонтальном участке узкой, шириной чуть больше машины, грунтовки развернуться получается раз за шесть. Едем обратно в сторону асфальта. Проехав километра три, замечаю следы разворота. Кто-то стал умнее раньше нас. Выезжаем на асфальт. На провокации навигатора не особенно поддаюсь, сворачиваю, только если вижу знак с названием населенного пункта, куда ведет дорога. Ну и ошибкой было не взять бумажную карту. Проезжаем мимо нескольких запруженных речек. Рыбаки на льду долго провожают взглядом нашу машину. Может каноэ на крыше им кажется странным, а может еще что.
Пока добрались до Янушек - уже светло. Около часа потеряли. Времени – пятнадцать минут десятого. Не очень этим расстроены, ведь маршрут отмерян не большой, всего-то 27км. В прошлый раз, две недели назад, прошли 32 км по Лоше, Ошмянке и Вилии в коллективном сплаве и успели засветло. Подхожу к Суле, осматриваюсь. Вода еще жидкая, забереги небольшие по метру максимум – хорошо. Разгружаемся. Оставляю Вigmama знакомиться с речкой, а сам, хлебнув чайку, отправляюсь к месту финиша. Это мост на дороге Р54 между деревнями Туленка и Дудки. К слову, из Янушек попасть в Каролину напрямую на автомобиле с малым клиренсом, или большими свесами шансов немного. Дорога через речку, которую загнали в трубу, была размыта паводком. В моем автомобиле, вроде и свесы небольшие и дорожный просвет не маленький, но рисковать не хотелось. Плюс, каких то, семь - девять километров погоды не сделают. Пока ехал, понял в чем была ошибка при прокладывании маршрута в навигаторе. Не стоило выбирать короткий маршрут, при выключенной функции «избегать грунтовых дорог». Это только для велосипеда хорошо.
Приехал на место. Во дворы проситься не стал. Всего-то до вечера. Припарковавшись, чтобы никому не мешать, переодевшись во все велосипедное, собрал велосипед. Ну как собрал? Колеса поставил и поехал. Вид с моста на Сулу заставил волноваться – жидкой воды метра полтора посередке, не больше.
Bigmama тем временем знакомилась с речкой. Утро выдалось довольно серым:

Шестнадцать километров на велосипеде прошли без приключений и я был этому только рад. Один раз спешился, прошел немного, чтобы отогреть пальцы ног. В летних велотуфлях не очень комфортно. Двое носков не спасают. Где то без десяти одиннадцать был у лодки.

Нравится мне эта схема автомобиль - велосипед. Это не вело-водный и даже не водно-велосипедный поход. Здесь велосипед – средство добраться от машины, оставленной в конце маршрута к месту старта. Плюсы: не от кого не зависишь и времени тратится почти столько же, что и на перегоны двух машин с водителями. Минусы: велосипедный кусок не больше 50км. В короткие осенние дни при ограниченном по времени сплаве (один день без ночевки и др.) – около 30км.
Сбросив себя все мокрое велосипедное, облачаюсь во все лодочное сухое. Быстро завтракаем. Загружаем каноэ. Bigmama уже предвкушает.

В начале двенадцатого отчаливаем. Светлого времени неполных шесть часов.

Движемся вперед, любуясь надводным и подводным миром. Река вначале позволяет.

На прямых участках, где можно разогнаться, налегаем на весла и «слава о нас впереди бежит». Эффект баржи в узком канале – перед лодкой уровень воды понижается, вода отступает. Лежащие на воде забереги повисают на долю секунды и с треском ломаются. Два раза видел форель, удирающую от ломающегося прибрежного льда, один раз, с большой долей вероятности, хариуса.
Но, как то почти не заметно, льда становится больше.Забереги становятся шире.

В местах, где река круто поворачивает и делится на струю и тиховодье, льда еще больше. Тиховодье все затянуто. А если к этому добавляется препятствие в виде дерева, мостков или просто следующий за первым поворот реки, то речку перехватывает полностью.

Наверное, ничто так не учит читать реку, и держатся струи, как узкая полоска чистой воды в замерзших берегах малой реки. Небольшая оплошность в управлении, или замешкался, и вот уже хруст, срежет – каноэ бортом или кормой ломает острую кромку прибрежного льда. «В начале было плохо, а потом привыкли». Дальше – больше, лед становится все толще. Местами уже добрых четыре сантиметра.

В местах завалов, заботливо попиленных «коммерсами», как правило, оставлен проход у берега. Но это не всегда помогало. Чаще всего там был лед.

Если ледокольная тактика невозможна, приходится обносить. Толщина льда такая, что и лодкой уже не всегда ломается, но и выйти на него как то боязно. Да, только обносить.

А после обноса спустить на воду, временами, было не просто.

Поясню про ледокольную технику. Видя перед собой участок льда, разгоняемся насколько возможно, а за мгновение до удара о лед переносим вес тел назад, почти ложимся спиной в лодку. Нос, при этом немного поднимается и заскакивает на лед. Нос заскочил - отлично. Тут же приводим себя в вертикальное положение и начинаем раскачивать лодку из стороны в сторону, ломая лед. Метра два льда проломано, но проломано на ширину лодки. Весла воткнуть некуда. Попытки отталкивать от гладкого, уже смоченного льда, мало что давали. Тут бы лыжные палки к месту пришлись, и топор не помешал бы. Обходимся тем что есть - веслами. Главное не перестараться, "лайтовые" деревянные весла не совсем тот инструмент. А нам еще дойти надо.

Ломая края льда и загоняя уже отколотые куски под основную льдину, создаем себе возможность для второй попытки. Сдаем назад, и все повторяется. Раз шесть, восемь - максимум. Не всегда, только, была возможность сдать назад и разогнаться. То дерево поваленное мешает, то поворот реки. Сдаешь назад и упираешься в прибрежный лед. Вот тогда - мучение. Дергаемся по чуть-чуть.
Кто то, возможно, спросит: - А не проще обнести? – Нет, не проще. На берег выйти - тоже лед ломать. И берега не всегда удобные. Вот результат применения ледокольной техники. Метров двадцать проломлено. За нами можно идти на каркасных и надувных лодках.

В Найденовичи приходим только в половину третьего. Перекатик на остатках старой мельницы пытаемся пройти сходу. Почти получается, кормой садимся на камень. Выхожу одной ногой, хорошо - не скользко, корма разгружается. Легко сталкиваю и чуть успеваю вскочить... Получилось!
Ниже метров на пятьдесят сплошной лед. Останавливаемся для обноса и перекуса.

Подмерзшее сало с домашним хлебом, чай с шоколадом, и жизнь опять наполняется смыслом. Даже солнце пробилось через густую перину облаков. Самое время решить, что дальше.
Светлого времени осталось часа два. Пройдено десять километров из двадцати семи, и потому как развиваются события, мне кажется, что это не одна треть пути. "Закидываю удочку" - предлагаю жене остаться здесь, на старых жерновах, любоваться перекатом. А сам на велосипед и за машиной. Нет, не хочет. Тогда вариант второй: идем до Новоселья, а там опять первый, либо второй вариант. На том и порешили. Около трех стартуем.
Забегая вперед, скажу, что участок Найденовичи - Новоселье оказался самым труднопроходимым. Полностью замерзших участков было больше.

Сместив багаж и сиденье матроса к корме, приподнимаем, тем самым, нос лодки, улучшаем ее ледокольность. После перекуса "пятая передача" включается удивительно легко и меньше чем за час мы в Новоселье. Впадающий слева ручей добавляет воды речке, раздвигает берега и нам придает уверенности. Обсуждение первого и второго варианта откладывается до Новополья, следующей деревни на маршруте. Есть еще час.
Этот участок был приятный. Дошли минут за сорок. В 16.29 (точное время посмотрел на фото) проходим остатки плотины. Воды мало, лодка опять повисает кормой на камнях. Выхожу одной ногой, отталкиваюсь - проходим.
Подмерзший фотоаппарат (прихватило лепестки диафрагмы) наконец отогрелся за пазухой. Делаю пару кадров. Уже темновато, выдержки большие. С фотографированием пора завязывать.

Стало заметно подмораживать. Решаем идти до победы. Лучше вместе грести в темноте, чем ей одной мерзнуть. Пока еще светло гребем смело, энергично. Вода, натекшая, с сапог на дне лодки превратилась в тонкую ледяную корку. Борта выше ватерлинии тоже замерзают. Упершись в очередное бревно, решаем обнести, хоть берег высокий, неудобный. За бревном замерзший кусок и не разгонишься. Ставлю лодку вдоль бревна, носом ломая прибрежный лед. Bigmama с носа, цепляясь за пожухшую траву, вскарабкивается на берег. Разворачиваюсь, подхожу кормой, смело встаю во весь рост, разбалованный остойчивой лодкой, рукой хватаюсь за какую-то ветку, одной ногой пытаюсь ступить на бревно, забыв про ледок на дне, и в следующее мгновение всеми своими девяносто килограммами падаю на дно лодки. Ура. Какая тройная удача: упал в лодку, а не в воду и при этом ни себе, ни лодке ничего не сломал.
За поворотом встречаем стаю лебедей. Взрослые с тремя серыми молодыми. Сытые, ленивые на крыло, только плывут, не взлетают. Спустя пару километров еще одна стая. Так и идем впереди лебеди, а мы за ними. Подходим близко, тревожно курлычут, плывут, бегут, хлопая крыльями за поворот, там успокаиваются. За поворотом все повторяется. Казалось бы радоваться таким попутчикам, но в сумерках кромка льда, и без того незаметная, после их проплыва, а волну они поднимают немалую, становится прозрачной, как растворяется. И когда на очередном повороте боком наскакиваешь на лед, лодку сильно накреняет, и весло вместо гребка лишь ударяется и проскальзывает по льду, начинаешь думать : “А зачем они в Красной книге?”
Лед все крепче. Ледоколя в очередной раз загоняем лодку на лед. Тот трещит, но не проламывается. Лодка на льду и столкнуть назад веслами не получается. Папанинцы блин! Решаем выйти одной ногой из лодки, придерживаясь за планшири, как на самокате проходим участок. Еще немного поработать над техникой и вода не такая уж необходимость для сплава.
Наконец лебеди те, что поумнее оставляют нас, поднявшись на крыло. Осталось только двое. Упрямо курлычут за поворотом. Почти стемнело. На удивление хорошо видно. Снег на льду помогает. Наработали технику, идем четко по середке двухметрового коридора. Жена говорит, что хотелось бы уже и приплыть. Я тоже не против. Очередной обнос. Спотыкаемся о замерзшие кротовины. Включаю навигатор. По прямой не больше двух километров. Ура, уже и пешком дойдем!
Уже видны фонари на нашем мосту. И лебеди устав от нас, навязчивых догоняльцев, выходят на берег, скрываясь в траве. Последний обнос. Жена предлагает тащить лодку к мосту по траве. Но это же водный поход, поэтому последние пятьсот метров проходим, как и положено по воде. Выходим на правый берег, тут полоса льда поуже. Пока грею двигатель и носим вещи лодка успевает примерзнуть к земле. Сдергиваем и с остатками травы грузим на крышу авто. Все. Мы прошли.

Удалённый пользователь

Класс...Фотки красивые.

В летних велотуфлях не очень комфортно. Двое носков не спасают.

Чем больше носков, тем больше сдавливается нога, крови сложнее бегать и становится еще холоднее ногам.

Автор

Новых царапин не заметил. Хотя после мореных корчей Свиги, где были оторваны защитные алюминиевые килевые накладки, я их не считаю. Весла пострадали сильнее.

Когда грузили лодку лодку на крышу авто показалась она мне какой то тяжелой. Думал, что усталость сказывается. Утром понял ( с вечера даже машину не разгружал)

слой льда по бортам до сантиметра.

Фото пострадавшего весла

Цитата сообщения от vadim121 отправленного 2 Дек, 2014 в 00:56

...загоняем лодку на лед. Тот трещит, но не проламывается. Лодка на льду и столкнуть назад веслами не получается... Снег на льду помогает... идем четко по середке двухметрового коридора...хотелось бы уже и приплыть.

Федор Тютчев:
"Песок сыпучий по колени...
Мы едем — поздно — меркнет день,
И сосен, по дороге, тени
Уже в одну слилися тень."

Как-то перекликается.

Автор

Что удивительно: сначала нацепил строительные перчатки. Стало жарко - снял. Потом, все время греб без перчаток было комфортно при температуре -4, вечером -7. Сам в шоке. Теплые ламповые весла :).

Интересно, спасибо за отчет, со льдом ходить необычно и увлекательно.

А я вообще перчатки никогда не использую на воде, даже когда холодно в воздухе и воде - нормально, пока гребешь, даже с дюралевым веслом проблем не было.

Цитата сообщения от vadim121 отправленного 5 Дек, 2014 в 12:26

Что удивительно: сначала нацепил строительные перчатки. Стало жарко - снял. Потом, все время греб без перчаток было комфортно при температуре -4, вечером -7. Сам в шоке. Теплые ламповые весла :).

поход - действо, достойное Снежной королевы Андерсена. Терпеливо трудно ломать бастионы зимы в последних каналах ушедшей осени. Bigmama жарким веслом солит впечатления на всю предстоящую тиховейную неделю, и нет-нет- впомнит: все ли дала наставления детишкам, хватит ли им кастрюли борща и сковородки котлет, будет ли мир в детской самоуправляемой вахте ? От этого гребля прочнеет. Теплый воздух дыхания и зноя порывистого весла струится назад - в грудь капитану. И где уж тут мерзнуть рукам ? ))

Цитата сообщения от opv отправленного 5 Дек, 2014 в 23:15
Цитата сообщения от vadim121 отправленного 5 Дек, 2014 в 12:26

Что удивительно: сначала нацепил строительные перчатки. Стало жарко - снял. Потом, все время греб без перчаток было комфортно при температуре -4, вечером -7. Сам в шоке. Теплые ламповые весла :).

поход - действо, достойное Снежной королевы Андерсена. Терпеливо трудно ломать бастионы зимы в последних каналах ушедшей осени. Bigmama жарким веслом солит впечатления на всю предстоящую тиховейную неделю, и нет-нет- впомнит: все ли дала наставления детишкам, хватит ли им кастрюли борща и сковородки котлет, будет ли мир в детской самоуправляемой вахте ? От этого гребля прочнеет. Теплый воздух дыхания и зноя порывистого весла струится назад - в грудь капитану. И где уж тут мерзнуть рукам ? ))

У вас богатое воображение, Олег Петрович, но ни о чем таком я не думаю)) Ни о работе, ни почти о детях, ни тем более о котлетах)) (о них мы думаем заранее) И мысли у меня маленькие и коротенькие, только о том, что вижу перед собой (как у чукчи) - о реке, о камнях и корягах, о том почему зима, а трава в воде до сих пор зеленая, как нас видят рыбы и прочая и прочая глупость. И это то, что мне нравится в сплавах больше всего, и почему я отлично в них отдыхаю)

Упс, с мужниного аккаунта написала))

Чудесный отчет, спасибо! Вижу чем холоднее - тем чаще выбираетесь на воду. А я в Блакитном Скарбе так и не нашла для вас незамерзающей зимой речки, перебрала все, какие вспомнила шустрые и с перекатами, но помню - точно была одна какая-то даже энциклопедически незамерзающая!. Ислочь и ту переходили на лыжах в -20. Варианты, которые откопала - не очень привлекательные: Лукомское озеро не замерзает на треть даже в морозы, ну и в Свислочи (наверное из-за искусственного увеличения стока) режим ледостава теперь непонятен, т.е. есть шансы до Осиповичского водохранилища. И еще почему-то написано не замерзает малюсенькая речка Плиса, что течет возле Жодино и Борисова, только там завалисто.
Но прошлой неустойчивой зимой большую часть времени речки были безо льда, в общем, ждем новых отчетов с вашим ледоколом!