Доступно и недорого. Велосипедный поход по Литве, Польше 2014

Автор

I. Справочные сведения о походе
Поход проходил по территории Беларуси, Литвы, Польши по маршруту: г.Гродно – г.Друскининкай – г.Сейны – г.Сувалки – г.Элк – г.Гданьск – г.Владыславово – г.Леба – г.Устка – г.Кошалин. Протяженность активной части маршрута 508 км. Сбор группы в Молодечно утром 7.07, на пригородном поезде до Гродно, далее на велосипедах в Литву, затем в Польшу в г.Элк, подъезд на поезде до Гданьска, и вдоль побережья до г.Кошалин на велосипедах, назад возвращаемся на поездах. Активная часть похода продолжалась с 7 по 10 и с 13 по 18 июля 2014 года (10 ходовых дней). Поход был организован Молодечненским городским туристским клубом. Группа стартовала в составе шести человек.

II. Сведения о районе похода
Маршрут активной части похода проходил по территории Беларуси, Литвы, Польши и состоял из двух частей. Первая часть маршрута начиналась в Гродно, проходила через погранпереход Привалка, Друскининкай, Литовское поозёрье и северо-восток Польши до г.Элк. Вторая часть – от Гданьска вдоль балтийского побережья до Кошалина. Рельеф района похода представляет равнинный участок с редкими незначительными подъемами. Хорошо развита сеть дорог. Почти весь маршрут проходил по участкам маркированной трассы EuroVelo 11 и EuroVelo 10, где асфальтированные дороги чередуются с песчаными грунтовыми лесными дорожками. Останавливаться на ночлег можно только в кемпингах, которые встречаются довольно часто, и в местах, где это не запрещено. Плата с человека от 10 до 22 zł в сутки. Нет смысла возить с собой запас продуктов, магазины есть в любом населенном пункте.
Климат района в летние месяцы довольно схож с белорусским, теплый, с большим числом солнечных дней, которые иногда перемежаются сильными дождями. Средняя температура днем в июле составляет около 21ºС.
Балтийское побережье Польши протянулось на полтысячи километров. Преобладают просторные песчаные пляжи, прикрытые со стороны суши дюнами и лесами. Вдоль побережья образованы десятки природных заповедников. На побережье расположены старинные города с историческими и архитектурными памятниками, храмы, замки, дворцы, маяки и рыбацкие порты. В Гданьске была организована дневка для осмотра исторического центра города.

III. Организация похода
Поход был организован Молодечненским городским туристским клубом. Так как все участники уже участвовали в походах, в Минске был проведен один общий сбор группы, на котором были решены основные организационные вопросы. Все дальнейшие контакты участников осуществлялись по телефону. Подготовку велосипедов каждый производил самостоятельно. Заранее было определено, кто, что и в каком количестве приобретает.
Маршрут выбирался исходя из следующего:
1) ознакомление с живописными туристскими районами на территории Литвы и Польши;
2) накопление туристского опыта;
3) знакомство с условиями жизни, историей и традициями народов;
4) бюджетность путешествия.
Подготовка к походу началась примерно за два месяца до старта. Каждый из участников самостоятельно получал Шенгенскую визу. Так как часть туристов имела Литовский Шенген, было решено стартовать из Гродно в Литву, а затем добираться к балтийскому побережью. Город Элк как конечная точка первой части маршрута был выбран исходя из наличия в нем кемпинга и нескольких утренних прямых поездов до Гданьска.
Для организации постоянной телефонной связи был открыт роуминг, а затем приобретены симки у Польского оператора ”Plus”. Зарядка мобильников и фотокамер осуществлялась в кемпингах. Благодаря этому группа круглосуточно находилась на связи.
Для технического обслуживания велосипедов был взят минимальный набор инструментов, и, кроме того, каждый участник имел по 2 запасных камеры. За все время похода было шесть проколов камер, серьезных поломок не случилось.
Из продуктов на весь поход были закуплены только гречка и тушенка по причине их отсутствия в Европе. Все остальные продукты покупались на месте. Для приготовления пищи использовалась газовая горелка с баллоном CAMPINGAZ CV 470. Баллоны заранее были приобретены на весь маршрут по причине их дороговизны в Польше.
Каждый берет с собой не менее 400 у.е. – часть наличными (у кого $, у кого ?), часть на электронных карточках. Поменять валюту на злотые в Польше нет никаких проблем.

01_62.jpg

IV. График движения и техническое описание маршрута
07.07.14
Сбор группы рано утром в Молодечно. Взяли билеты на дизель до Гродно без пересадок. Платим двойную цену за проезд с велосипедами (лень разбирать). В дороге почти весь день, переезд надоедает. Спасибо понедельнику - людей почти нет и можно спокойно выспаться, заняв всю лавку. Знакомимся поближе, некоторые видятся впервые. Первоначально в отношениях сквозит легкая настороженность, ведь ближайшие две недели предстоит провести вместе.

02_9.JPG

В Гродно на вокзале нас встретил местный корифей, который указал путь к месту, где можно стать с палатками на ночевку не отклоняясь от маршрута. Выезжаем с вокзала и держим путь на погранпереход Привалки. На выезде из города в магазине покупаем продукты на ужин. Через пятнадцать километров в д.Гожа покупаем воду для приготовления еды (две пятилитровых бутыли на ужин и завтрак) и перед мостом сворачиваем направо и через 300 метров налево в лес. Здесь небольшое озерцо, можно купаться, есть где поставить палатки. Можно развести костер (есть кострище). Купаемся, готовим ужин.

03_11.JPG

Бурную радость народ проявил увидев у одного из товарищей особо "большую" миску. В ней едва вмещалось содержимое черпака.
Желающие прокатились пару километров до Немана. Правый берег реки очень крутой, местами обрывистый, но мы таки нашли выход к воде. Перед сном делим все общественное снаряжение по весу, нагружая чуть больше мужчин. Отбой в 23.

08.07.14
Подъем в 6 часов (кое-кто уже с час переговаривается в палатках). Готовим суп и чай на местных травах (чабрец, малина). После трапезы нас посещает четвероногий друг,

04_9.JPG

однако – увы! – завтрак уже прикончен. Выезд в начале девятого. Не доезжая границы поворот налево на д.Привалки, у знака «Питьевая вода». В двухстах метрах криничка с чистой очень вкусной водой. Проходим границу минут за 40 (выбирайте зеленый коридор). Мы в Литве. По дороге метров триста и слева асфальтированная лесная дорожка вдоль очень живописных мест,

05_19.jpg

которая через девять километров приводит в парк в центре Друскининкая. Прямо в парке на травке устраиваем обед, предварительно посетив магазин.

06_4.JPG

Сытые и довольные посещаем дом-музей Чюрлёниса. Экспозиция размещена в нескольких избах.
Выезжаем на Лийпалингис.

07_3.JPG

Погода прекрасная. Через восемь километров справа у озера Аверис находится автокемпинг. В Лийпалингис закупаем продукты на ужин и завтрак и двигаемся на Капчяместис. Все время асфальт, движения почти нет. В поселке Викторинас попадается карта местности с указанием, где можно встать на ночлег. Поворачиваем направо на гравийку на Вейсеяй. Дорожка очень "веселая", с песочком, и кое-кто начинает периодически возмущаться и требовать возвращения асфальта. Через три километра нам встречается указатель налево на место отдыха в трехстах метрах от поворота. Вскоре оказывается, что это что-то вроде гостиницы, но местный хозяин подсказывает прекрасное место для ночевки. Через полкилометра находим его – прелесть! Место оборудовано, есть лавки и стол, место для установки палаток, кострище, мангал, оборудованный подход к озеру. Кто-то позаботился даже от бельевых веревках.

08_16.jpg

Вода в озере чистая, пригодная для приготовления пищи (по словам местного, здесь водятся раки). Купаемся, готовим ужин и в 22 отбой.

09.07.14
Подъем около 6. Погода обещает прекрасный денек. Дежурные успели слепить рыбный супчик. Собираемся, пакуемся, выезжаем в полдевятого. По дороге благодарим хозяина местной гостиницы за прекрасное место для ночевки. У него же в контейнере оставляем весь мусор, что образовался за время стоянки. Спина явно почувствовала благодарный взгляд. Решаем продолжить путь к польской границе, вернувшись назад на 4 километра по гравийке к деревне Викторинас. Дальше асфальт почти до самой границы.

09_13.jpg

На площади в деревне Капчяместис чуткое женское обоняние уловило запах свежей выпечки. Тотчас был выдвинут ультиматум, требования которого были незамедлительно выполнены. После подкрепления булочками и пополнения запасов воды в колодце у дома, в котором жил композитор Саснаускас, трогаемся дальше. Перед польской границей

10_7.JPG

и до первой деревни гравийка. В городе Сейны в центре меняем валюту и приземляемся в местном кабаке. Нет смысла ехать дальше не отведав традиционной польской голяшки. Добавив к этому первое и сок (некоторые безалкогольное пиво) понимаем, что в ближайшие полтора часа шевеление противопоказано.

11_132.jpg

Следует отметить, что в Польше оставлять велосипеды и другие вещи без присмотра крайне рискованно. Поэтому, заходя в кафе или магазин, кто-то обязательно должен оставаться с велосипедами, или они должны быть на виду, если вы, например, обедаете сидя за столиками на открытой веранде.
У местного оператора намереваемся приобрести SIM-карту с предоплаченным интернетом, однако узнав, что проверить это счастье можно только через 50 километров, благоразумно воздержались. В начале четвертого трогаемся на Сувалки. Дорога хорошая, движение редкое, ехать комфортно. Деревушки встречаются довольно часто, рельеф с постоянными небольшими подъемами и спусками. Первый прокол, за 20 минут меняем камеру. Ближе к ночевке в магазине закупаемся на ужин и завтрак. В деревне Стары Фольварк 2 кемпинга. Берем правее и попадаем на частную территорию, которая претендовала на кемп. Большая площадка на берегу озера, навес со столиками и лавками, туалет типа сортир, на столбах розетки без электричества и колодец с ржавой цепью, но достаточно чистой водой. Меняем еще одну камеру – очередной прокол. Готовим ужин – и отбой. Кроме нас в этом кемпинге никого.

10.07.14
Проснулись рано – в 6 часов по местному времени (в Беларуси уже 7). Купаемся, завтракаем. Часов в семь подошла хозяйка и содрала с нас 60 злотых за ночь. Выезжаем около девяти. За день необходимо доехать до города Элк, это около 80 километров. Через час с небольшим выезжаем в город Сувалки. Здесь в торговом центре «Plaza» покупаем SIM-карты для сотовых с предоплаченным трафиком на 300 мегабайт. В книжном пытаемся купить хороший атлас автодорог Польши, но в двух магазинах всё не то. Наилучший вариант – это двухкилометровый атлас страны с красочными фото весом килограмма три. Советуют подъехать в инфоцентр. По-быстрому перекусили бутербродами, приготовленными утром. В инфоцентре тоже нет атласа, но есть прекрасная карта воеводства в масштабе 1:160000 с указанием туристских маршрутов и кемпингов. Выезжаем по 655 трассе на город Элк. Через километров десять прокол камеры в одном из велосипедов.

12_83.jpg

Меняем камеру и двигаемся дальше. В деревне Рачки в магазине каждый покупает себе что-нибудь на обед. Обедаем здесь же в сквере. После короткого перекуса продолжаем путь. Постоянные небольшие подъемы и спуски.
К 19 часам мы в городе Элк.