Приполярный Урал 2014. Пеше-водный поход. Добавлен видео-обзор!!!

button
Автор
DSC_0152-0669.jpg

Отчет о пеше-водном походе на Приполярный Урал 30, 06 - 20, 07, 2014.

Нитка пешей части: оз. Бол. Балабанты - г. Карпинского - г. Народная - пер. Манси - г. Манарага - пер. Олений - хр. Малды-Нырд - база Желанная
Нитка водной части: р. Балабанью от базы Санавож до жд-моста на р. Кожим.

*Этот поход стал самым значительным полевым мероприятием, в котором довелось участвовать и главное – организовывать его. О том, как всё прошло, этот отчет.
К зиме 2014 было очевидно, что команда, которая родилась на полях Городокской возвышенности в 2009-2011 годах, которая постоянно усиливалась замечательными людьми и непрерывно увеличивала свой суммарный опыт, готова к чему-то серьезному и продолжительному. Хотелось в большой поход, в горы посерьезнее, Карпаты уже не устраивали. Напрашивался логичный вариант – Кавказ, с которым пока никак не получалось сойтись. И даже началась подборка маршрута, когда близкие к походу люди предложили всё кардинально переиграть на Урал, без уточнения региона. Мною всё было скорректировано на наиболее фактурный Приполярный. В апреле начал давать вялую рекламу и продумывать маршрут пешего похода примерно 3 категории сложности. Нужно было решить задачу по заброске от железной дороге к горам и обратно, терять время на монотонные пешие переходы по комариным трактам не очень хотелось. В итоге пришел к выводу, что оптимальный вариант дороги назад – это водой по «супер-геологическому» Кожиму, ну а туда с авто-заброской, с оплатой въезда в национальный парк Югыд-Ва. Так родилась идея пеше-водного похода.
Группа была собрана в течение мая. Поход на Великую показал, что и 17 человек в отряде себя ведут нормально, потому численность решили установить в 10 человек – оптимально по многим показателям, в том числе в заброске. Основу группы составили геологи-выпускники геофака БГУ...*

Весь рассказ с фотографиями:
http://railwayz.info/travelz/62
Только фото к отчету:
http://railwayz.info/gallery/album/72

Во вложении - лоция рек Балабанью и Кожим, составленная по итогам похода.

Дневник Ганича Витали, участника похода
http://herr-ganich.livejournal.com/836.html

Да, красотище. А в заброшенные штольни тоже не попасть из-за льда. или просто завалены входы? кили описаны отлично, все прочувствовал на себе)

button
Автор
DSC_0307-066.jpg

Большинство штолен завалены, но в окрестностях горы Баркова немало и тех, что открыты. Лёд, так или иначе, занимает их большую часть и скрывает самые интересные забои. На фото вход в одну из открытых, кристаллы не кварца, а льда! Мы не лазали туда по причине лютого дубака - к тому моменту, как нашли её все мечтали скорее уйти с этого ветродува, снега и +1. Хотя сейчас жалеем, конечно:)

Очень понравились горные и речные пейзажи всех авторов.

Из опыта: нельзя пускать безопасность на самотек. Группа внезапно разделилась, кто-то кого-то долго догоняет, либо проходит пороги без страховки - плохие признаки. Однажды может плохо закончиться. Люди не всегда это сами понимают, тогда это жестко должен навязывать адмирал.

Ознакомился с лоцией. Похоже, безымянные ранее шиверы (пороги) получили имена?

button
Автор
Цитата сообщения от kciroohs отправленного 16 Окт, 2014 в 18:28

Очень понравились горные и речные пейзажи всех авторов.

Из опыта: нельзя пускать безопасность на самотек. Группа внезапно разделилась, кто-то кого-то долго догоняет, либо проходит пороги без страховки - плохие признаки. Однажды может плохо закончиться. Люди не всегда это сами понимают, тогда это жестко должен навязывать адмирал.

Да, ситуация несколько раз выходила за рамки штатной ситуации, спору нет, я сработал не всегда удовлетворительно. Своих ошибок не отрицаю - это бесценный опыт на будущее. Главные ошибки:
На горной части всё было неплохо, кроме спуска с перевала Манси. Там нельзя было допустить растягивания группы. Я остался ближе к отстающим и не уследил, как "лидеры" очень быстро ускакали вниз. Это создавало потенциально опасную ситуацию.

На воде ошибок было больше:

  • Препятствие №3 (по лоции порог Узкий) - пошли без просмотра. Страховки не было только у головной лодки, т.е. у моей. Другим уже с хотя бы воды страховка была.
  • Максимализм на препятствии №5 (по лоции - Крестовый). Нужно было проводить тот кильнувшийся на входе Таймень, а не садиться в него и идти. Именно этот киль создал хаос при нахождении группы на пороге (хотя до этого всё шло гладко). Но страховка и с берега и воды была при каждом прохождении, другое дело, не всегда была эффективной. Это - тоже опыт.
  • Отсутствие страховки для последней лодки на препятствии №12 (по лоции - порог Островной). Причина - киль предпоследнего экипажа и вызванная этим сумятица в вечернее время. Все действовали правильно, но в последний момент упустили с виду, что последним нужна страховка - я сел в поврежденный Таймень и пошел к лагерю. А нужно было остаться под порогом и ждать. Оправдал тогда эти действия тем, что порог не сложный для замыкающих (так и было). Хотя по настоящему это не оправдание.
  • Разделение и "догонялки" на участке Лолашор - Сывью. Там только личное непонимание участников. Угрозы для безопасности это не представляло, но всё равно неприятно. Всё было сказано с утра понятно, но видимо не услышали. Я после этого был с ними жесток в слове, поверьте. Такие вещи в группе стараюсь искоренять. Надеюсь, смогу победить.
    И еще - не рассчитал, что некоторые участники могут так психологически "просесть" под действием ответственности за "детские" ошибки, приводящие к килям. Не учел, что такое состояние может быть вероятным именно после весьма интенсивной пешей части маршрута.
    Ругали меня участники по ходу маршрута (особо пешего) и за раскладку, по их мнению, слишком скудную. Хотя по этому вопросу действовал сугубо по опыту других групп. Видимо, команда моя просто не привыкшая была к таким вещам :)

По ходу маршрута был момент, когда думал - всё, больше никогда никого никуда водить не буду. Но всё переживается. На ошибках учится пока не разучился. Хорошая группа, поддерживали все один одного, и меня в том числе. В этом я точно не ошибся, в подборе участников, да.

Цитата сообщения от byc отправленного 16 Окт, 2014 в 19:42

Ознакомился с лоцией. Похоже, безымянные ранее шиверы (пороги) получили имена?

Пояснение к лоции:
№1 (Бегемот)
№4 (Чёрная Скала)
№10 (Труба)
Эти названия взяты из опубликованного отчета
№15 (Манюку)
Устоявшееся название
Других названий не нашел в сети (может плохо искал), как не нашел и четкой лоции, с расстояниями и описаниями. Не ключевых вещей на маршруте, а именно всего вне зависимости от сложности. По Кожиму так и вовсе никакого подобия лоции не встречал. Потому попробовал привести к системе. Естественно, что лоция такого неопытного человека, как я, не может быть достаточно объективной. Категории сложности даны примерные. Расстояния - по GPS с перепроверкой по космоснимкам и карте. По Кожиму расстояния могут иметь значительные разбежки с действительностью, чем ниже по течению, тем больше. Названия препятствий даны по общему характеру местности, локальным особенностям, техногенным объектам (броды, базы). Ко всему стоит прибавить тот факт, что на водном маршруте многое может здорово перемениться в зависимости от уровня воды.

Удалённый пользователь

Я думаю, не стоит расстраиваться из-за ошибок.
Поскольку, это действительно твой один из самых сложных походов. При чем руководство.

По ходу маршрута был момент, когда думал - всё, больше никогда никого никуда водить не буду.

Водить надо. При чем часто ты берешь в группу очень молодых участников.
И надо сказать у тебя это получается на 5+ :|)

Согласен, при таком толковом подходе все преодолимо. Проблема не в людях, а в том, что нам почти не у кого учиться вживую.

сумятица в вечернее время

У некоторых тургрупп было правило не идти пороги после (условно) 16:00, или за пару часов до сумерек или конца ходового дня. В полярный день ночь не так страшна, но усталось накапливается...

за раскладку, по их мнению, слишком скудную

Много еды было? Сильно похудели?

button
Автор
Цитата сообщения от kciroohs отправленного 17 Окт, 2014 в 00:08

Согласен, при таком толковом подходе все преодолимо. Проблема не в людях, а в том, что нам почти не у кого учиться вживую.

сумятица в вечернее время

У некоторых тургрупп было правило не идти пороги после (условно) 16:00, или за пару часов до сумерек или конца ходового дня. В полярный день ночь не так страшна, но усталось накапливается...

Тут еще сошлось всё на изначальной ошибке планирования. По изначальным планам Балабанью мы должны были пройти за 1, 5 дня (а вышло за 2, 1 дня) - оттого "на воде" (со всеми просмотрами, обносами, страховками, прохождениями) проводили по 8-9 часов. Более опытная или малочисленная группа шла бы быстрее.

Много еды было? Сильно похудели?

Показалось мало. Стратегия была такой - на горы порции поменьше, на воду побольше. Горная была воспринята или нейтрально, или отрицательно. Водная - в целом нейтрально. Были бы и положительные отзывы, если бы не испортилось сало. Вытянули на "внеучтенном" мясном. Вес сбросили все, от 1 до 7 кг. 2 недели хорошей нагрузки и нормированного питания без излишеств - дело большое. Ругались то на меня все только на маршруте или сразу после. По прошествии времени после похода наоборот, поняли, что это было благо, такая капитальная очистка организма (сюда добавим чистый воздух и воду) - и наоборот стали положительно отзываться:) Тут самый важный показатель - никто в ходе похода не заболел и после - тоже.

Удалённый пользователь

Были бы и положительные отзывы, если бы не испортилось сало. Вытянули на "внеучтенном" мясном.

А оленя поймать слабо? ;D

должны были пройти за 1, 5 дня (а вышло за 2, 1 дня)

Препятствия хорошо отнимают время и силы. Соответственно, такие участки считаются не по километрам, а по количеству и сложности препятствий. Если грести можно целый день, то на хорошие пороги иногда и полдня более чем достаточно. Осмотры, страховки, возможные спасработы, отход от адреналина...

если бы не испортилось сало

Да, в холод животные жиры очень хорошо заходят.
Сам со временем пришел к такой раскладке: http://forum.sea-kayak.ru/viewtopic.php?f=17&t=499

button
Автор

Наша раскладка близка к традиционной. В горах нормы были по кашам - 60 гр/чел (макароны - 80 гр), на воде - 70 гр/чел (макароны - 90). Мясо не сушили, брали хорошую тушенку (1 банка 535 гр на 9 человек (1 человек мясное не кушал)). В горы на утро было сухое молоко+сахар, на воду - сгущенка. Хлеб был на горы, на воду - сушенный, эти сухари стали настоящим деликатесом похода:) Обеды в горах были "сухими", сало, потом колбаса. На воде варили супы и ставили чай + выручила "внеучтенная" колбаса (сало на водную часть ушло в мир иной, ожидая нас на Санавож). Нормы по сладкому в горах была в среднем по 40-50 гр/чел на раз, на воде подросли до 50-60 гр. Но так как современный человек разбалован быстрыми простыми углеводами, то по сладкому было устойчивое "голодание" весь поход. Питьё - чай, какао, кисель, кофе - любителям. Один раз был цикорий, купили плохой и плохо приготовили, никому не понравился он. Алкоголь никогда в раскладку не включаю, каждый брал себе по потребности.
В общем, если вынести за скобки плохое сало, всё было хорошо. Но всё таки в следующий раз сильно прибавлю в раскладку кол-во простого сахара.

Но так как современный человек разбалован быстрыми простыми углеводами, то по сладкому было устойчивое "голодание" весь поход.

Замечал такое же явление, объяснял по другому: люди работают в офисах, работают головой. Привыкли, что мозгу нужны углеводы.
Сахар не обязательно брать в виде сахара. Есть халва, ирис, карамельки, шоколад, причем расход у них не такой большой.

Горячий обед очень существенно восстанавливает силы по сравнению с перекусами.
Если в группе был вегетарианец, который не изменил свои убеждения, значит, еды точно хватало:)