Поехали!
andy t
гость

email
сообщение #106, 24.12.2012 в 15:41
Глушковичи.

Это были Глушковичи. Почему меня так сюда тянуло? Геолог я. А Глушковичи одно из, если не самое «геологическое» место Беларуси. Это маленький пятачок территории нашей страны, который приурочен к Украинскому щиту. Это означает, что мощность осадочного чехла тут совсем мала (1-10 м) и вблизи с поверхностью залегают кристаллические породы. Которые разрабатываются двумя (ныне временно одним) карьерами. Я еду по длинному и хорошо обитаемому (население около 2,7 тыс. жителей) селу к щебзаводу.
иллюстрация: DSC_0126-03.jpg (162 kb, 750x499)

 
andy t
гость

email
сообщение #107, 24.12.2012 в 15:43
Царство камня.

Я думал местный щебзавод это что то полукустарное, а карьер «Крестьянская Нива» не превышает размеров его песчано-гравийных собратьев. Но это было не так. На карьер я въехал по боковой дорожке через какой-то технический пост со стоящими рядом машинами. И тут же очутился на борту мощной горной выработки.
Карьер диаметром около 800 метров, глубина 40-50 метров. Один вскрышный и три гранитных уступа. Породы заметно светлее тех, что добывают в Микашевичах (там добывают в основном грано-диориты), радует их разнообразие, наличие разных разновидностей структур и текстур – многочисленные жилы с крупными кристаллами кварца. Ползаю под первым уступом, фотографирую. Идут рабочие. Разговариваем. Реакция типа: «Ты кто такой и что тут делаешь, пошел вон» не просматривалась. Времени старался не терять, ибо место это всё равно заслуживает более подробного посещения. Взял образцов, через дно карьера (так посоветовали ехать рабочие) поехал в сторону завода.
Я искал «Карьер Надежды». Это единственный в Беларуси карьер облицовочного камня. Его использовали, к примеру, при строительстве минского метро. Но ныне, из-за неудобства транспортировки добыча приостановлена, карьер законсервирован.
Поясню, почему в принципе одна и та же порода не может использоваться по разному назначению. Карьеры щебневые разрабатываются при помощи взрывов. Порода колется, её легко выбирать и потом дробить до нужной фракции. Но для облицовки она не годится – много очень мелких трещин, которые скорее всего не позволят из такой глыбы камня сделать, скажем, облицовочную плиту. Карьеры облицовочного камня – это по сути каменоломни. Глыбы откалывают механическим способом.
Направление на «Надежду» (название какое красивое, для карьера то!) указывает рабочий щебзавода. Мимо заправки БелАЗов по широченным дорогам с обширными лужами еду в искомом направлении. Добитая дорога из плит. Ржавый шлагбаум. И вот я на месте.
Это самое «каменное» место Беларуси. Карьер имеет близкую к квадратной форму, дно затоплено (глубина небольшая), у северного борта высоченная вскрыша из непригодных для облицовочного дела грано-диоритов, высотой в 25 метров, вся из нагромождений крупных глыб породы. На окрестные равнины открывается некоторый вид. Государственная граница отсюда менее чем в 500 метрах. Начинается дождь…
За вскрышей еще один, наверное, самый старый, теперь полностью затопленный, карьер. С виду – озерцо в гранитных берегах с сосново-березовым лесом. «Белорусская Карелия» совсем небольшая, но она запоминается надолго… Эти места обязательно стоит посетить не таким наскоком. На глади озерца круги каплей пока несмелого дождя. Где-то там ребята уже, небось, к Дзержинску подъезжают. Пора мне за ними.

иллюстрация: DSC_0167-03.jpg (136 kb, 750x499)

 
andy t
гость

email
сообщение #108, 24.12.2012 в 15:45
ГЮ 40-11

Дождь остановил в первый раз сразу у щебзавода. Переждал «заряд» на остановке. Потом стихло, проехал всю деревню. У поворота к КПП госграницы дождь накрыл куда плотнее. Прятаться было особо негде – помок на опушке леса, обвязал рюкзак клеёнкой, поехал дальше. В лесу у Приболович распаковал заботливо выданную Василием банку со всякими орехо-фруктами. Очень помогла. Ехалось плохо, против ветра, дождь. Но тут на дороге показался трактор с телегой…
Это было здорово! 30-37 км/ч в сплошном водяном облаке воздушного мешка при легкой подкрутке и постоянной готовности тормозить. Трактор проехал мимо Букчи по дороге на Дзержинск и протянул меня еще километра 4. Оставшиеся 5 км прошли тяжеловато, за короткое время непогожего дня я уже изрядно наездился, унылый, мокнущий пейзаж не радовал глаз. У дуба на въезде в деревню связался с Сергеем и понял, что я их практически настиг, они были в 1 км к западу по пути на Ствигу.
ГЮ 40-11? Номер, написанный на телеге трактора, что так любезно прокатил меня более 15 км.

иллюстрация: DSC_0186-03.jpg (187 kb, 750x499)

 
andy t
гость

email
сообщение #109, 24.12.2012 в 15:47
К Ствиге

Ребята поджидали меня на дюне, которая перерезалась многоколейными лесными дорогами. Ехать по таким участкам было никак. По пути к мосту через Ствигу поймали тропинку, по которой ехать еще удавалось. Меня «накрывало», орехи-сухофрукты уже не действовали, ждал обеда с хлебом-салом едва не падая с велосипеда. Но вот за поворотом показалась ленточка воды…

иллюстрация: DSC_0192-03.jpg (152 kb, 750x499)

 
andy t
гость

email
сообщение #110, 24.12.2012 в 15:48
Храпуньские высоты

Туда доехали весьма хорошо для местной транспортной сети. Т.е. почти всё ехали. Мы с Игорем. Василий и Сергей, в общем, не отставали, но вязли больше. Кладбище повстречалось как то неожиданно. Разных размеров деревянные кресты без имен и дат, часто почти сгнившие… Кладбища тоже умирают.
Вышка на высоте 140 метров позволяет на неё подняться. Лестница идет по грани опоры, это несколько волнительно, но перспектива увидеть много и далеко - сильнее. На деле – излучина Ствиги, болота за ней и леса, леса, леса…

иллюстрация: DSC_0217-03.jpg (142 kb, 750x499)

 
andy t
гость

email
сообщение #111, 24.12.2012 в 15:49
«Мерлинский тракт»

Условное название лесной дороги, что идет из д. Теребличи на юг, в сторону Украины. На дорогу нанизаны многочисленные места с богатыми дарами леса – потому зарастать «тракт» не собирается. Даже больше – в последнее время, не иначе как для раскрытия туристического потенциала региона, дорогу собираются приводить в порядок, а именно дать ей покрытие. Дорожники уже разрабатывают небольшой карьер на дюне и примерно оттуда же идет стройка дороги – пока всё на стадии очистки леса под полотно и дренажных работ.
Тракт сейчас «разорван» по мосту «Ташкент» на две части. Мост находится в наполовину сожженном виде и доступен только для двухколёсной техники. Сожгли его жители Тереблич, дабы с юга, подкрепленные указом-разрешением самого президента РБ, не наезжали украинские сборщики ягод-грибов. А они не дремлют, забираются на «ЗиЛах», ГАЗ-66 и тракторах достаточно далеко на север. Едут массово, количество выписываемых пропусков растет с каждым годом. В этих лесах в этот сезон человек в сапогах, с плетёным ковшом и с синими руками встречается довольно часто.
У дороги то непроходимые болота, то дюны с редкой растительностью. Мы пробираемся по дороге весь день, с утра от Колок и до самых Тереблич. Больше пешком – некоторые участки абсолютно непроходимы, где то могу ехать я (слишком лёгкий!) – но не могут ребята. До карьера и начала строительства дороги путь был в радость, но после бывшего КПП полигона с вышкой в группе ощущалось напряжение. На дороге встречалось всё больше машин и мотоциклов, всё больше людей сновало по бескрайним черничникам у дороги. Скоро выезд из леса…

иллюстрация: DSC_0264-02-03.jpg (113 kb, 750x456)

 
andy t
гость

email
сообщение #112, 24.12.2012 в 15:51
У начальника заставы

Жилой дом, пилорамный, цех, забор-ворота, куча техники и людей. Мы на нынешнем КПП со штатом в один человек, что стоит на въезде в бескрайние леса. Ныне «застава» работает от местного лесничества и регулирует проезд машин в глубину леса. Начальник на КПП – дядька толковый, хорошо знающий местность, достаточно серьезный. Говорить с ним о этих местах – одно удовольствие. А если еще попиваешь водичку из местного колодца и осознаешь, что дальше будет твёрдая дорога – настроение поднимается моментально.
иллюстрация: DSC_0362-03.jpg (159 kb, 750x499)

 
andy t
гость

email
сообщение #113, 24.12.2012 в 15:54
Фото на память

От машин с торговцеми арбузами (зачем они торгуют именно здесь? Может это своего рода обменник – меняют на чернику?) – сразу широкая и довольно быстрая гравийка. Быстрая потому, что обилие велосипедной техники накатало здесь хорошую вело-тропу. Я выдал хорошую скорость и готовил ракурс для общего кадра на деревянном мосту через старицу Моствы. Пока ждал группу заснял на переправе телегу с местными, а потом старый ГАЗ-53. Время тут идет по-другому.
Приезжают ребята. Щелкает затвор. Ура! Еще одна вело-команда прошла «Мерлинский тракт»!

иллюстрация: DSC_0374-03.jpg (117 kb, 700x465)

 
andy t
гость

email
сообщение #114, 24.12.2012 в 15:55
Летя по ветру

Дальше было не интересно. Я таки оторвался от группы, которая планировала ночевать на прежнем месте на Припяти. Для меня же палаточных ночевок более не предусматривалось. Дорога впереди была скучная и… быстрая. Дул сильный западный ветер, как раз в спину. Средняя скорость от старого деревянного дома с соломенной крышей в Теребличах до родных табличек «Вересница» была за 30 км/ч. Местами – прилично за 40. В Большом Малешево обошел нерасторопный МАЗ, поборолся с микроавтобусом. По Р88 был просто полёт – успел и к ужину, и в баню, и ребят навестить над рекой.
иллюстрация: DSC_0379-1-03.jpg (151 kb, 700x573)

 
andy t
гость

email
сообщение #115, 24.12.2012 в 16:00
В заключение

Впечатления от похода остались самые лучшие. Посещение Глушкович – реализация давней мечты. «Мерлинский тракт» - маршрут интересный со спортивно-краеведческой точки зрения. Команда – суммарному опыту велопоходов Сергея и Василия можно учиться многие походы-годы. Люди строго представляют – что, где и как они хотят совершить. Игорь – очень спокойный и исполнительный парень, усилит любую команду практически на любом маршруте. О моём участии лучше говорить не мне. Мне казалось, я не очень хороший гид и может быть не самый положительный «командный игрок» - но так уж вышло.
Окна моего дома в «Озерном» выходят на шоссе Р88 в сторону Турова. У меня и Василия через 1,5 часа дизель в сторону Гомеля. Я собрался. Глянул в окно и увидел, как три велосипедиста неспешно подруливают к синему зданию магазина напротив. Лето продолжалось.

иллюстрация: DSC_0428-03.jpg (63 kb, 750x499)

 

Fedor

Стары валацуга


www
сообщение #116, 24.12.2012 в 16:09, изменено: 24.12.2012 в 16:38 (Fedor)
Отлично, поностальгировал. А еще фото карьер надежды есть, или где глянуть по больше фоток?

Культуры б в эту страну, мля...
 
andy t
гость

email
сообщение #117, 25.12.2012 в 12:17, изменено: 25.12.2012 в 12:17 (andy t)
Фотографии есть конечно. Пока нигде не размещал. Попробую склеить панораму и сброшу ссылку.
 
сообщение #118, 25.12.2012 в 14:58, изменено: 02.03.2013 в 22:44 (Croco67)
Спасибо, Андрей! Давно ждал твоего дополнения к отчету. Написано замечательно. Теперь можно считать отчет завершенным.

Кстати, в день, когда ты ездил в Глушковичи, вечером на биваке ты показывал нам собранную коллекцию минералов. Уже темнело, шел дождь, и мне было не до фотографирования их. Вот бы увидеть еще разок на страницах этого отчета. Не осталось фотографии?

цитата:
В этих лесах в этот сезон человек в сапогах, с плетёным ковшом и с синими руками встречается довольно часто.
Жуть! Не хотел бы я встретить такое уебище после заката..   
 
andy t
гость

email
сообщение #119, 26.12.2012 в 00:33
Да, несколько образцов горных пород у меня есть. Фотографий их нет, но можно придумать. Главное - найти их:)
 
сообщение #120, 26.12.2012 в 11:11
Андрей, было приятно вновь пережить перипетии похода, прочитать твой отчет. Ты классный гид и товарищ, а маленькие не стыковки неизбежны и в конечном итоге только украсили поход. Твоя профессиональная компетенция также вне всяких похвал, мы узнали много интересного.
После выезда на "твердую дорогу", со мной также случился "нервный срыв"   и пока не "отпустило", несколько километров проехал со скоростью около 40км/ч.
Спасибо всем участникам за компанию.
 
1 ... 6 7 8 9 10 печатать
Поехали! © 2002-2019