На «ТАЙМЕНЯХ» по р.р. Зап. БЕРЕЗИНЕ и НЕМАНУ – 2008г. От о.п. Листопады до ст. Неман (д. Селец).

Skaner.jpg

**

ОТЧЁТ
О ВОДНОМ ТУРИСТСКОМ ПОХОДЕ
ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ,
ПО РЕКАМ БЕРЕЗИНЕ И НЕМАНУ,
СОВЕРШЁННОМ С 4 ПО 14 ИЮЛЯ 2008 Г.,
ОТ О.П. ЛИСТОПАДЫ ДО СТ. НЕМАН,
В МИНСКОЙ И ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТЯХ.

МКК рассмотрела отчёт и считает, что данный поход
первой категории сложности
можно засчитать всем участникам и руководителю.

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ
ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНОГО ПОХОДА

Цели и задачи:
• увлечь детей туризмом, привить им здоровый образ жизни;
• пробудить в них чувство патриотизма, любовь к Родине;
• провести запланированную общественно полезную работу;
• усовершенствовать технику передвижения в водном походе;
• довести до совершенства туристские умения и навыки;
• иметь в конце похода сплочённый и дружный коллектив.

Нитка маршрута: о.п. Листопады – р. Западная Березина – р. Неман – ст. Неман.

Протяжённость активной части: 182 км.

Характеристика подъездов:
К началу маршрута, на остановочный пункт Листопады, прибыли в 18.25, с пересадкой, на пригородных поездах Гродно – Лида, Лида – Молодечно. Отправление поезда из Гродно в 12.55, прибытие в Лиду – 15.49. Отправление из Лиды в 16.20.
Вернулись домой тем же транспортом, без пересадки, состав следует из Баранович прямо в Гродно. Со ст. Неман выехали в 7.09. Прибыв в Лиду в 7.45, и отбыв оттуда в 8.36, к 11.45 были в Гродно. Как видим подъезд к началу маршрута и отъезд – просто идеальны!
Остальные рейсы дизель-поездов вынуждают на длительные пересадки в Лиде:
Гродно-Лида – 3.06; 16.10; 20.35. Лида-Молодечно – 3.53; 9.15; 12.19(сб. вс.).
Со ст. Неман в Лиду – 10.49; 13.37(сб. вс. ср.); 19.10; 22.36.
Лида-Гродно – 4.06; 12.24; 20.27.

Групповое и личное снаряжение:
Для сплава по рекам использовались три двух- и одна трёхместные байдарки «Таймень» со спасжилетами. Дети ночевали в двух трёх- и одной четырёхместной палатках. Применялись синтепоновые спальные мешки, естественно, с туристскими ковриками. Заготовка дров осуществлялась двуручной пилой, топором и колуном. Пища готовилась в алюминиевых восьми- и шестилитровых котелках.

Состав медицинской аптечки:
Аптечка составлена согласно санитарным правилам и нормам 2.4.4.10-16-8-2006: Аммиак раствор 10%, анальгин, аспирин, бесалол №6, бинт эластичный трубчатый, нестерильный и стерильный. Борная кислота, вата, демидрол, йод, калия пергманганат, лейкопластырь, мазь борная, мазь Вишневского. Натрия гидрокарбонат, нафтизин, парацетамол, зелёнка, салфетки стерильные, спирт борный, сульфадимезин, сульфат натрия, таблетки от кашля, термометр.

Ремонтный набор:
Пассатижи, напильник, отвёртки, заклёпки алюминиевые. Шурупы, гвозди, проволока, ножовка по металлу. Ножницы, нитки, иглы, шило, скотч. Ацетон, резиновый клей, куски резины, наждачная бумага, куски брезента, фалы, шнуры и верёвки.

Раскладка и меню похода:
Горячее питание готовилось 3 раза в день. Калорийность суточного рациона составляла – 2800 – 3150 ккал на одного человека в день и распределялась следующим образом: завтрак – 35%, обед – 35%, и на ужин оставалось – 30%. Утром всегда на завтрак готовилась молочная каша с маслом, чай, кофе или какао с печеньем. На обед – суп из концентратов, кисель. На ужин – каша с консервированными овощами и тушёнкой, чай или кофейный напиток с пряниками или печеньем. Конфеты и сладости ели во время движения, на остановках.

Смета похода:
Питание на 1 человека: 7 480 руб. в сутки х 12 дней = 89 760 руб.
Питание на группу: 89 760 х 9 человек = 807 840 руб.
Проезд: «туда – обратно» на 1 человека = 17 600 руб.
Проезд на пригородных поездах «туда – обратно» группе обошёлся в 158 400 руб.
Итого: 966 240 руб. – это около 310 «зелёных» США.

Список литературы:
1.Стопалов С.Г. По рекам и озёрам: Советы начинающим туристам-байдарочникам. – Мн.: Полымя, 1989.
2.Кокарев Ю.М. По рекам и озёрам Белоруссии. 2-е изд. доп. – М., 1975.
3.Водный туризм. Составитель В.Н. Григорьев. – М.: Профиздат, 1990.
4.Турецкий С.И. По Верхнему Неману и Налибокской пуще. – Мн.: Полымя, 1988.
5.Молодечно. Топографическая карта. – Мн.: Белгеодезия, 1993.
6.Лида. Топографическая карта. – Мн.: Госкомзем, 1998.
7.Туризм в школе. Составитель Е.Г.Рябов. – М.: ФиС, 1983.

ИТОГИ ПОХОДА

Маршрут носит чисто спортивный характер, на нём много как естественных, так и искусственных препятствий. Имели возможность почувствовать, что такое речной порог и пройти его, а так же сравнить особенности сплава по узкой реке и широкому Неману. В краеведческом, познавательном отношении маршрут, к сожалению, беден. Достопримечательностей на нём мало.
В целом наш поход прошёл успешно, все поставленные цели и задачи были успешно осуществлены и главное график движения безукоризненно выполнен.
Из опроса ребят самым тяжёлым переходом был первый – до Неров, из-за извилистости русла Березины до д. Подберезь. Поэтому при желании его можно исключить из маршрута. Если начать сплав с о.п. Лостоянцы (до реки 700 м), т.е. от д. Подберезь, километража на «единичку» предостаточно. От о.п. Листопады до Березины – 400 м, последнюю сотню метров приходится продираться сквозь заросли и топь, потом собирать суда по пояс в траве, затем проплыв около 1 км становиться на ночлег – место исходной точке сплава, пешком от остановки поездов до этого места более 2-х км (схема № 1). Это ещё одна причина начать сплав от д. Подберезь, где подход к реке простой, а берег чистый и ровный.
И ещё, отрезок Новосельцы – Петухово лучше разбить на два перехода: Новосельцы – Щучий Бор, Щучий Бор – Петухово. А вот переходы Николаево – Морино, Морино – х. Василевичи пройти за день. По Неману плыть гораздо легче, чем по извилистой реке. Остановиться же на ночь лучше после Бурнос у левой затоки, не дойдя до хутора Василевичи около 2-х км. Приняв эти коррективы, график движения будет оптимальным.
В экстренных случаях сойти с маршрута можно в Саковщине, Бакштах, Николаево и в Морино, а вот закончить – там, где остановились мы! В это случае – ближе к ж/д станции, чем, если остановитесь за мостом.
В медаптечку необходимо поместить любые средства от комаров. На стоянке ниже Саковщины, в Новосельцах (особенно!) и Малой Чапуне комары дают, мягко говоря, о себе знать, а попросту заедают.
Обременять себя большим запасом продуктов не стоит, его без труда можно пополнять в магазинах попутных населённых пунктах. А вот картофель по пути следования купить сложно, для супов им следует запастись на весь поход дома.
Костры разжигали всегда в вырытой яме, костровое оборудование простое – на кольца от распиленной трубы диаметром 5-6 см приваривается кусок проволоки диаметром 6-8 мм и длиной 7-9 см. Полученное изделие (фото № 34) позволяет беречь природу: не надо часто вырубать рогатины, на весь поход хватает двух кольев и одной перекладины. Колья должны быть свежесрубленными с корой!, на сухих – кольца плохо держаться, скользят, лучше всего использовать орешник. Котелки по надобности, легко без труда, можно опустить или приподнять над разбушевавшимся огнём.
Берег всегда обустраивали лесенками, причалами (фото № 5, 6). Вдоль реки улаживали жерди, брёвна и засыпали их песком или землёй, чтобы всё это не уплыло, их удерживали забитые в дно колья, получался отличный причал и место для мытья посуды, стирки. Отчаливали всегда с «комфортом» не утопая в береговой грязи.
Государственная инспекция по маломерным судам письменно уведомила нас, что суда находящиеся в государственной собственности и эксплуатируемые исключительно в некоммерческих целях в Госинспекции не регистрируются и (по телефону) что если имеется на это документ, то ни какой инспектор не в праве нас штрафовать. Госинспекция: 220 006, Минск, ул. Надеждинская, 1; тел. (017) 223-62-07.
Маршрут хоть и длинный и трудный, но очень интересный, на него непременно хочется вернуться вновь. Откройте его для себя, и вы убедитесь в его привлекательности.

Счастливого пути!
**

Izobrazhenie_016_2.jpg

ОПИСАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ГРУППЫ НА МАРШРУТЕ

1 день пути: 4 июля 2008 г. пятница
о.п. Листопады – д. Неровы – 19 км

Березина до дер. Подберезь сильно петляет, течёт в Ю.– З. направлении. Ширина русла от 5 до 10 м. Берега заросли лозой и ольшаником (фото № 7), редко где можно выйти на берег (фото № 11). Достаточно глубоко, плыть тяжело: после поворота течение сносит в вогнутый берег на кусты, коряги. Есть опасность пробить днище или борт байдарки. Через полчаса хода – завал (фото № 9). Специально кем-то срубленное дерево служит переправой на соседний берег. Мы не стали рушить это сооружение, у комля ствола срезали ветки и прошли под ним у правого берега (фото № 10). Далее на пути стали встречаться поваленные поперёк русла деревья, кусты (фото № 12).
Через 40 минут хода от моста у д. Лавский Брод на правом берегу стоит дом, тут в реку по трубе стекает из родника вода – хорошая возможность запастись водой.
В д. Подберезь хороший магазин, есть почта. Напротив сельсовета – обелиск погибшим в годы ВОВ. Рядом железная дорога и остановочный пункт Ластоянцы.
После автомоста (д. Подберезь) река заметно расширяется до 20 м и течёт в южном направлении. Глубоко, много прямых участков, плыть легко – идём кильватером с разрывом в 30 – 40 метров.
В д. Углы – пешеходный мост (фото № 13), проходим под ним, едва не касаясь правого берега. После деревни берега безлесные (фото № 14). Сосновый лес встречается после д. Поти, в нём много ирги. Следующий – будет после д. Савичи, миновав Неровы он доходит по левому берегу почти до д. Словенск.
В Неровах магазин, рядом у реки, ассортимент скуден. Через реку брод в д.д. Ровковичи и Словенск, а за поворотом пешеходный мостик. С трудом, притапливая байдарки, прошли под ним у левого берега (фото № 15).
От Неров до места стоянки – 8 минут хода. На левом берегу сплошной лес (фото № 16), место высадки подскажут зарубки на сосне в виде стилизованного лица. Расположение для лагеря великолепное, на небольшой полянке. В лесу сплошные заросли ирги – кустарники с довольно вкусными чёрно-сизыми ягодами. Ирга встречается в Беларуси довольно редко. Плоды её богаты витаминами, хороши не только в свежем виде; их сушат, из них варят варенье и компоты.
Дров в лесу много, за водой можно сходить в Неровы либо в д. Ровковичи, это недалеко – около 1 км. У нас свой запас воды.
На небе облака, солнце не жарит, в Подберези нас застал кратковременный дождик, освежил воздух – плыть комфортно. Настроение в группе удовлетворительное.

ХРОНОМЕТРАЖ

"

п/п
Отметки
времени
ОриентирыБерегЧистое время
движения
110 - 14Ход
- 28Мост
- 44Домпр
- 46Завал32 минуты
211 - 09Ход
-18Окончание д. Лав. Бродлв
-26Пешеходный мост
-35Зданиелв
-54Дома, остатки мосталв
12 - 06Хутор, железная труба - водо, запасаемсяпр57 минут
3-21Ход
-24Газопровод
-32Автомост, д. Подберезьпр
12 - 34Обрывистый берег, остановкапр13 минут
413 - 33Ход
-44Пешеходный мост, д.Углыпр
14 - 05д. Синяя Гора, обедлв32 минуты
516 - 12Ход
-21Пешеходный мост
-23д. Потилв
-59Высоковольтная ЛЭП
17 - 02Разрушенный пешеходный мост50 минут
6- 13Ход
- 22Высоковольтная ЛЭП, д. Воронилв
17 - 38д. Савичи, остановка - отдыхпр25 минут
718 - 24Ход
- 40д. Неровыпр
- 44Пешеходный мостик
18 - 49Сосновый лес - стоянка на ночьлв25 минут

19км прошли за 3часа 54мин. Скорость движения: 1км за 12, 3минуты.

Фото № 7. Наш первый километр пути

Izobrazhenie_033_6.jpg

Фото № 14. Синяя гора – памятник природы республиканского значения

Izobrazhenie_078_3.jpg

2 день пути: 5 июля 2008 г. суббота
д. Неровы – д. Саковщина, 4 км ниже – 21 км

Ниже Неров берега безлесные, нет даже кустов, и так до самой стоянки (фото № 19), за исключением одного места, перед д. Калдыки, где на правом берегу кусок соснового леса стоит недалеко от реки. В лесу расположена географическая станция БГУ.
Река сильно петляет, поворачивая на все стороны горизонта, и после Саковщины течёт на Ю.-З. Деревни сменяются одна за другой. Течение воды сильное, что удивляет, т.к. впереди должна быть плотина. Не меньшее удивление вызвал перед плотиной небольшой порог (фото № 17). Разгадка проста, воду из водохранилища спустили по причине его реконструкции, со временем здесь будет зона отдыха и мини ГЭС.
Услышав шум – за поворотом порог – сразу следует прижаться к правому берегу! Ибо, увидев его, времени попасть в центр слива уже не будет! На фото видно, как нас выбрасывает на левый край слива. Тут, мягко говоря, возможны неприятности!
Чуть переведя после порога дух, дыхание вновь затрудняется, и опускаются руки. Впереди плотина, с какой стороны делать обнос не понятно – «чёрт ноги сломит» (фото № 18). Мы же свои – с трудом вытаскивали из трясины, делая обнос по левому берегу. Как тут будет через месяц, год – можно только гадать.
Не далеко от плотины расположен магазин д. Саковщины, чуть дальше – узел связи, правление колхоза и частный магазин. Для пополнения воды есть водоколонки, следует заправиться.
Через 4-и км Березина вступает в пределы Налибокской пущи и подходит к удобному для стоянки лесному берегу. Проплыть, не заметив его, не возможно. Здесь реку пересекает высоковольтная ЛЭП, а берег обустроен лесхозом для отдыхающих: построены деревянные беседки в виде домиков. Дров в лесу много, а вот за водой сходить в Буни или Саковщину далеко, её следует везти сюда с собой.
С утра погода была пасмурной, к подходу к плотине сквозь облака стало выглядывать солнце, повеяло духотой, а в Саковщине небо заволокло тучами. Тут мы оказались во власти стихии. Пошел проливной дождь – укрылись под тентом палатки. После его окончания вычерпали из байдарок воду и выдвинулись вперёд. Через 10 минут хода попали уже под ливень с грозой и градом, продолжавшийся, без малого, один час. Воду из байдарок едва успевали черпать, промокли все до нитки. Зато на следующий день, к удовольствию, удалось всё просушить (фото № 19, 20).
Физическое и морально-психологическон состояние в группе бодрое – ребята опытные, не первый раз в походе, невзгоды переносятся стойко без жалоб и нытья.

ХРОНОМЕТРАЖ

"

п/п
Отметки
времени
ОриентирыБерегЧистое время
движения
19 - 26Ход
- 41ЛЭП и остров, ход слева
- 46Остров
- 47д. Ровковичилв
-53ЛЭП, деревняпр
-56Автомост
10 - 07д. Словенск, церковь, островлв
- 09Дом, беседкалв
- 17хут. Филиппиняталв
- 22Остановка, отдыхлв56 минут
210 - 28Ход
- 41Домлв
- 48Кирпичная будка, сосновый леспр
- 51Автомост, слева д. Калдыки
11 - 10Холм, песчаный берег, обедпр42 минуты
313 - 48Ход
14 - 03д. Замостьяны, порогпр
14 - 22Плотина, д. Саковщинапр35 минут
415 - 32Ход
- 42Гроза, ливень, стоимпр10 минут
516 - 45Ход
17 - 04Сосновый лес, беседкалв
- 19Высоковольтная ЛЭП
- 20Низкий ровный песчаный берег, беседкилв35 минут

20км преодолели за 2часа 58минут. Скорост 1км за 9минут.

Фото № 17. Порог - слив. У Саковщины