Автор

Начало.

Погожим утром 20 июля группа собиралась на железнодорожном вокзале Минска.
Молодой адмирал Максим Бобученко, прибывший первым, возвышался среди вокзальной суеты, дожидаясь экипажей. Его давняя мечта о Карелии начала исполняться.
С первыми лучами восходящего солнца появился матрос Артём Бусел с флагманским судном за широкими плечами. Оставив снаряжение, он отправился встречать капитана вспомогательного судна и по совместительству завхоза, автора сих скупых строк, Александра Хомякова. (В одиночку я бы просто не преодолел остававшиеся от подземного перехода до перрона сто шагов с двумя рюкзаками, суммарно превышавшими мой собственный вес.)
Юлия Яковлева появилась там же через несколько минут в сопровождении оставшегося неизвестным (или забытого мной) шерпа, тащившего её рюкзак до вагона.
Вот и вся эскадра. Неплохо для первого раза.
Наша цель – река Воньга на севере Карелии. Если хватит времени и сил, дойдём до Белого моря.

Поезд.
Полтора суток дороги с долгой стоянкой в ночном Новгороде дали возможность окончательно сойтись во взглядах на большинство важнейших вопросов.
Ничего, что у нас нет опыта походов в ненаселёнке. Ничего, что у нас нет опыта прохождения порогов. Ничего, что у нас чего-то нет. Всё у нас будет! Артём, наливай.

На станцию Амбарный прибыли таким же тёплым и солнечным, как в Минске, только вечером 21 числа. Удивительно тёплым и солнечным для этой местности и времени. Потрясающе – ни единого комара!
Они появились на закате со стороны реки Амбарки.
Впрочем, мы сами туда спустились, к озерцу. От поезда до воды там ближе, чем в Минске до метро.
Немногочисленные местные жители заметили, что вода в реке низка.
Количество туристов возрастало с каждым прибывавшим поездом.

Белая ночь позволила начать движение даже после долгих наших сборов, и вскоре Амбарка порадовала нас первыми перекатами и настоящим порогом. Будучи напуганными описанием, где первый порог на маршруте фигурирует как порог «с метровым сливом», мы просматривали его с левого берега реки и с островка в русле. Плохо просматривали, неумело, настороженно, как будто он, порог, напасть может. Метра там, правда, не было. Но и белая ночь была уже не та – конец июля всё-таки. Прошли без проблем ближе к левому берегу: сначала – флагманский «БелРафт-2» с львиной долей снаряги, за ним – «Щука-2».
Ещё час-полтора хода до озера недалеко от железной дороги и становимся на ночь, точнее, остаток её, на высоком северном берегу с прекрасно оборудованной и чистой стоянкой. Быстро стемнело, и пошёл сильный дождь, но праздничный ужин с тостами он не испортил.
Позднее те два дня мы сочтём за один и назовём этот день нулевым.

День первый (1-й ходовой).
22 июля 2010 г.

Река Амбарка петляет среди болотистых лесов. Лишь местами берега её каменисты и круты. Стоянки не редки, чисты и удобны. Дрова в изобилии.
С самого утра ветер становился всё сильнее и переходил с юго-восточного на встречный южный. На маленьких озёрах это больших проблем не вызывало, но впереди – оз. Заячье.
На входе в Заячье – небольшой порог, на котором порвали днище Щуки. Пробоина небольшая, даже заметили не сразу – пересекли в подтопленном состоянии. Клеились на берегу. Причины пробоины – отсутствие опыта у экипажа и некорректное размещение снаряжения: дыра точно под тушёнкой.
Озеро Овечье встретило сильнейшим ветром и волнами. Заночевали не на стоянке, а просто на северном берегу, не доходя залива в сужении озера. Устали.
За ночь ветер ещё усилился и переменился, естественно, на юго-западный. Зато ни комарика, и вещи высохли отлично.

День второй (2-й ходовой).
23 июля 2010 г.

Всё так же тепло, несмотря на шквалистый ветер. Метровые волны с белыми барашками покрывают всё водное пространство Овечьего озера. Шли бечевой. Трудно – много камней в воде и глубина нарастает быстро с удалением от берега. Переправились через глубокую протоку из озера Ульманга. Максим ловил в протоке рыбу, попался окунь. Снимаем видео и фото.
Собравшись с духом и силами, решаемся пересекать Овечье озеро. Выбиваясь из сил, гребём против ветра к полуострову с тремя мысками: зелёный, песчаный и каменный. Волны заливают «Щуку», ветер сильно сносит «БелРафт», но до берега добираемся.
На мысу – отличная двойная стоянка, на радостях много едим, снимаем. Вынужденная полуднёвка – ветер и волны в южном плёсе Овечьего просто безумные.
После обеда ветер стих неожиданно, как тропический шторм. Волнение стало успокаиваться и, пользуясь наладившейся погодой мы выходим из Овечьего в систему озёр реки Пулома.
Высокие каменистые берега и обилие камней на входе в каждое озерцо.
Встречные рыбаки спрашивают число, а помедлив немного – месяц. Мы тоже медлим с ответом и путаемся.
Есть также и другие туристы.

Белая ночь пропустила нас к Энгозеру.
Прекрасная стоянка с двумя песчаными пляжами на мысу. Пишу заметки на обратных сторонах карт. Всё ещё живой ветер треплет плёночный тент.

Невероятным признаком цивилизации показался памятный знак в устье Пуломы на месте гибели рыбинспектора. Я поначалу принял этот знак за навигационный.

День третий (3-й ходовой).
24 июля 2010 г.

Третий день в лодке. И как люди всё время ногами ходят?

Энгозеро поистине завораживает своим пространством, разделяемым на отдельные картины проливами меж каменистых мысов и песчаных пляжей больших и малых островов. Тёплое сияющее солнце в ярко-голубом небе, изобилие ягод в буйной зелени лесов, несчётная рыба в бездонных глубинах чистейших вод.
Даже на островах – следы крупных животных, совершенно невидимые подводные камни, непредсказуемо переменчивые ветра.

Плотина в истоке Воньги разрушена так, что пройти безопасно можно в левый створ. Просмотр с берега необязателен.
Пайозеро начинается сразу за плотиной. Одна из удобных многочисленных стоянок на восточном берегу приютила нас.
Полнолуние и роскошный закат, переходящий в рассвет были перечёркнуты высоковольтной ЛЭП, а тишину белой ночи безжалостно пронзал шум трассы М-18 за лесом. Оттуда, через Верхнюю Куземку, мы когда-то собирались забрасываться на Воньгу.

День четвёртый (4-й ходовой).
25 июля 2010 г.

Первоначально на этот день планировалась днёвка с баней. Но мы уже несколько дней ограничились купанием в озёрах и стремились нагнать потерянное время.
Снялись с Пайозера и прошли его на одном дыхании. Чогозеро же не осталось за кормой быстро – ветер оказался на этом участке восточным, встречным и снова стал крепчать, а течения совсем не было. Часто останавливались поесть, встречали больше туристов. Похолодало, но ветер не менялся. То задождит, то распогодится опять. Попалась отличная стоянка после расширения реки между Чогозером и Пильдозером – хоть на днёвку становись. Там клеили Щуку опять, хотя не скажу точно, где порвались. Причина та же – некорректное расположение снаряжения: дыра в месте прилегания пряжки рюкзака Юли к днищу. Да и пряжка – под замену.
Дождь становился постоянным. На стоянке нашли сплетенную из веток шикши куклу. Без головы.
Вышли в Пильдозеро и, борясь со встречным ветром, пошли на Восток. Так как катамаран при таком галсе сильно отстаёт от байдарки за счёт большой парусности, то заранее договорились в случае непредвиденных обстоятельств встречаться у северного моста. Обстоятельства эти не заставили себя долго ждать. Уже на середине плёса Щуку стало странно заносить, ветер поменялся так стремительно, что мы не успели развернуться, не то что вернуться к флагману. Тот исчез за пеленой налетевшей бури. Молнии били, казалось, совсем рядом. Щука с трудом преодолевала ветер и волны, но до северного берега было близко. К сожалению, на пути оказался заболоченный островок, и нам с Юлей пришлось грести ещё какое-то время среди грозы к большой земле. Промокшие и замёрзшие мы достигли означенного моста, где соорудили укрытие из байдарки и накидки от дождя, развели костёр и согрелись кое-чем из последних пунктов раскладки. Сварили каши и стали ждать катамаран.
Долго же не было Максима с Артёмом. Им повезло меньше. Гроза отогнала их к берегу Пильдозера, как раз на место гибели одного из путешествовавших в этих краях людей. Но ребята не растерялись: выбрались на сушу, вытащили судно, стоянку оборудовали и переждали грозу с чаем – только на него и хватило имевшихся на борту катамарана запасов топлива.
К ночи они достигли северного моста. Сойдя на берег, Артём обнялся со мной.
Случай счастливый во всех отношениях. Но выводы мы все сделаем, надеюсь.

День пятый (5-й ходовой).
26 июля 2010 г.

На следующий день погода была великолепна. С утра – удачная рыбалка.
Под мостом прошли большие группы из Санкт-Петербурга и Владимира. Катамараны обносили.
Через мост проехала группа молчаливых рыбаков на бортовом УАЗе с прицепом пива.

Пильдозеро красовалось кувшинками – целыми полями. Комары напоминали о себе ненавязчиво.
На берегу целая стая тетеревов расселась на высокой старой сосне.
Прошли Синдамозеро без приключений. На южном берегу – волок на Мурамозеро и там же – ритуальное дерево, у которого фотографировались, но не смогли ничего оставить: ни сувенира или памятной доски.
На волоке стояла большая группа из Украины – 24 человека. Долго разговариваем с их адмиралом о маршруте и решаем не идти по реке. Переноси снаряжение за два раза. Артефакты на короткой тропе разнообразны – от православного креста до портала времени.
И вот – мы на долгожданном Мурамозере. Стоянок довольно много и оборудованы хорошо – все с банями. Но много и туристов. Хороших мест на всех может не хватить. Кроме того, карельский лес растёт очень медленно, и возобновляться после порубок не успевает, это уже заметно вокруг многих стоянок.
Опять налетает шторм с Запада. На этот раз мы успеваем его заметить и причаливаем к острову в узкой его части. Камни на перешейке разобраны так, что можно провести байдарку. Катамаран остаётся на северной стороне. Натягиваем тент и не успеваем даже развести огня, как налетает настоящая буря. Ночуем на перешейке. С южной стороны – чудесный пляж, но не дают покоя оводы. Купаемся и восстанавливаем баню.

День шестой (днёвка).
27 июля 2010 г.

С утра удачная рыбалка, уха весь день. Одна за другой налетают грозы и баня постоянно откладывается. Ветер надувает палатку как пузырь, того гляди – снесёт. Мы выпиваем, играем в карты. Безнадёжно топим баню в промежутках между ударами стихии.
Купаемся.
Юля долго плавает вдали от берега. Мы волнуемся, и каждый пытается сделать вид, что не следит за ней, а просто так на берег вышел кровососов покормить.

Баня так и не состоялась.
Вечер темнее обычного. Лето уходит.

День седьмой (6-й ходовой).
28 июля 2010 г.

Уходим с острова.
В «Щуке» расслоился и стал травить баллон из плёнки. Поменял на запасной, а этот запаял.
На стоянке забыли костровую цепочку.
Порог на выходе из Мурамозера без особенностей.
Далее течение чувствуется местами.
Порог Кошка у разрушенного моста на зимнике выглядел серьёзно. Несмотря на просмотр, опять порвали «Щуку», хотя уже не так сильно. Под распоркой у неё уязвимое место.
Перед Гагаринским порогом стали на ночёвку.
Места наиягоднейшие. Рыбалка просто невероятна. Блесну оторвало даже у меня.

День восьмой (7-й ходовой).
29 июля 2010 г.

Проходим Гагаринский порог, дважды застряв на камнях. Катамаран проскочил легче. Пробоина малюсенькая под распоркой с другой стороны и клеимся аж за озером. Порог Прямой снимали на видео с флагманского борта, «Щ-2» шла впереди.
Ради одного Прямого стоило отправиться в этот путь!

Кривой и Горбатый прошли чисто. Даже не просматривали.

Стали на стоянку после островка, на высоком холме. Выше и ниже по реке – болота, а к северу – широкая просека. Прозрачный лес изобиловал грибами и ягодами, на ягельниках – тетеревиные токовища.

День девятый (днёвка).
30 июля 2010 г.

Настоящий отдых начался, по-моему, именно здесь, на этом холме над Воньгой.
Хотя куча консервных банок и портила ландшафт, но она же говорила о том, что место это приходилось по душе и многим до нас. Стоянку впервые пришлось убирать. Баня на заросшей травой отмели совершенно разрушена и жерди от неё пошли на небольшую гать к месту швартовки судов, а позднее – мытья и купания. Рыба ловилась хорошо, но не баловала.
Пекли блины с поджаркой из подосиновиков и сала с луком. Много я дал бы за такое блюдо сейчас. Пасмурный, хотя и жаркий полдень миновал быстро, и комары рассеялись.
Вечером купались в пороге. Ребята ушли, а я завозился в лагере и полез в воду позднее, отстал немного. Впопыхах переплывая омут, прямо на стремнине вдохнул летавшего надо мной овода, да так, что чуть не задохнулся. Все уже были далеко, где шумит порог и меня не слышали, да и позвать на помощь я не мог. Едва доплыл до берега и откашлялся. В пороге покупался-таки, но теперь буду ещё осторожней на воде.

День десятый (8-й ходовой).
31 июля 2010 г.

Вышли поздновато, так не хотелось покидать это чудное место.
Течение практически отсутствует, много озёр.
Порог Собачий просмотрели и обнесли.
Стали на Уманьгозере, на южном берегу. Земля истекает водой, но выкопать колодец или хотя бы родничок невозможно – сплошные камни.
Ягоды в изобилии.

День одиннадцатый (9-й ходовой).
1 августа 2010 г.

Прошли через озеро Вяккер к одноимённому порогу.
Просмотр и перенос части снаряжения для облегчения судов.
Проходили со страховкой: сначала – катамаран, затем – «Щука». Прохождение снималось на видео. Ниже порога нашёл старое весло от байдарки, которое служило запаской до конца похода вместо утопленного ранее.

Коварный Ассу подстерегал нас ниже. И он не напрасно ждал. Щука застряла на камнях в самом начале и залилась полностью.
Пришлось вытаскиваться, сливать воду и проходить заново. Остановились передохнуть у железнодорожного моста. Пробоин ко всеобщему изумлению не обнаружили и пошли дальше. Ниже моста ещё несколько раз садились на камни, но без фатальных последствий. Воньга на этом участке стала похожа на белорусские реки – густой лес, болота, камней нет совсем. Очень низко над водой проходит ЛЭП местного значения. Будьте осторожны, кто пойдёт до моря.
Мы встретили пару туристов, шедших к Белому морю пешком.
Порог Морской оказался мелковат, даже в прилив мы садились на камни несколько раз.
Белое море было синего-синего цвета и упиралось в горизонт с ощутимым напряжением. За красным гранитным мысом слева – остров Лепручной. Пройдя вдоль него, мы достигли устья реки Ундукса. В прилив войти в реку легко, но разведка флагмана показала, что стоянки есть только на морском берегу. Ближайшая к реке была занята двумя бородачами из Белгорода, завсегдатаями этих мест.
Стоит заметить, что территория вокруг устья Ундуксы является заказником, но мы не знали об этом в силу плохой картографической подготовки, да и последний лист карты – морской участок маршрута, я забыл дома, так что шли по памяти, фотографии, переснятой у воронежской группы и найденной на стоянке, выброшенной кем-то, немасштабной ксерокопии.
Белгородцы угостили нас чаем, запасы которого иссякли за день до выхода к морю, и пригласили в гости, чем мы воспользовались на следующий день.
Обустройство их стоянки впечатлило: в лагере коптильня для рыбы и ванна для купания на скалистом берегу. Угостили нас копчёной щукой.

День двенадцатый (днёвка).
2 августа 2010 г.

Ягодники нам показали Белгородцы же. Морошки там было полно, даже не сразу съели всё, что собрали.
Вода холодная, купаться невозможно. Загораем на скалах, подстелив коврики и завернувшись в спальники.
В море видел маленькую камбалу.
Во время отлива собирали мидии и на ужин приготовили с ними плов. Снова жарили блины с поджаркой. Грибов хватало, за ночь один подосиновик вырос прямо у палатки. Порадовали белые грузди в березняке вдоль моря – ни одного червивого, жаль, заниматься ими было некогда.
Группа из Москвы расположилась на оставшейся средней стоянке.
Ветер медленно отклонялся к Востоку, предвещая ясную погоду.

День тринадцатый (10-й ходовой).
3 августа 2010 г.

Уходим в море в прилив, вслед за белгородцами. Ветер слабый, волнения нет. Останавливались на Солодушных Лудах.
На безымянном островке нас порадовал своим появлением заяц: крупный, но трусливый. В его владениях я заготовил ягод сибирского можжевельника, сейчас настаиваю их на спирту. Аромат поистине великолепен.
Очень понравился островок на входе в губу Домашняя. Странные звуки доносились с моря, как будто киты переговариваются.
В губе нас сопровождал некоторое время тюлень.
Из-за отлива в устье Куземы вошли только до двух островков перед устьем Берёзовки. На южном из них – наклонённая от моря сосна. Место для снятия неплохое, в Берёзовку можно и не заходить. Местные прямо на берегу предлагают автомобили. Можно до станции пройти пешком, если здоровья хватает и позволяет время, но не позволяют деньги. А нас подбросил Дмитрий на ЛуАЗе.
С рыбой и пивом мы приехали ночью в Кемь. Дороговизна билетов за такое маленькое расстояние просто шокировала.

На следующий день, 4 августа, с кишащего туристами вокзала Кеми поезд уволок нас обратно. Пятого к обеду были дома.

Автор

фотографии тут
http://picasaweb.google.com/110168334017358547102/_2010#

есть ещё видео, но весит много, поэтому не размещаю, да и авторские права у адмирала.