Тайны Крупских Болот отчёт за 01-02.10.2010

Автор

Белорусские болота всегда славились своей красотой и загадочностью. Таинственные и неприступные, в годы военного лихолетья они служили укрытием для партизан и источником пропитания для многих белорусов. А произрастающие там клюква и брусника пополняли витаминами истощенный организм и спасали тем самым людей от болезней.

Несмотря на то, что мелиорация уничтожила в середине прошлого века половину болотных массивов, в стране и по сей день остались такие, которыми впору гордиться: Пинские, Ольманские болота, Ельня, Званец и многие другие. Есть среди них и малоизвестные, неизученные и оттого такие притягательные топи. И находятся они, что самое удивительное, буквально рядом – в самом центре страны. В одно из таких мест мы и направились.

Наш маршрут пролегал на стыке трех областей – Минской, Могилевской, Витебской. Конечными пунктами в нем значились озера Еложинское, Космачевское, Среднее. Однако, тронувшись в путь, мы даже не предполагали, с какими трудностями нам придется столкнуться, и что вместо запланированных 20 километров мы «намотаем» 40!

Но обо всем по порядку. Вначале нам предстояло дойти до реки Бобр. Идем и внимательно рассматриваем окрестности. В частности, отмечаем на пути красивый смешанный осенний лес, прозванный в народе Великим. Прямо у опушки примостилась маленькая деревушка Чернявка. Село на 5 домов, жилых из которых только два, встретило нас поразительной тишиной, не типичной для данной местности.

У этой деревни протекает славная речушка Еленка - левый приток р. Бобр. Узкая, как змейка, извивается она по заболоченному лесу, а весной, во время разлива, превращается в строптивую реку. Тем и интересна для многочисленных водных туристов.

Когда деревня осталась позади, мы натолкнулись на охотников, поджидающих на номерах кабана. От них узнали, что совсем недавно в Крупском районе появились рысь и медведь, которых не водилось в здешних краях лет тридцать. Охотники рассказали нам об уникальных местных топях – здесь сохранились девственные верховые и переходные болота, о том, как богаты они клюквой, и настоятельно рекомендовали посетить находящееся в окрестностях болото Великое.

Идея на пути к заветным озерам посмотреть еще и красоты трясины показалась нам заманчивой.

Первая порция сюрпризов поджидала нас в деревне Еленка. После обеда я пошел в разведку: надо было проверить маршрут. По плану, путь на озера лежал вдоль деревень Залазье и Дубовое. Однако, пройдя километр по тропинке, вытоптанной ягодниками (тамошние места богаты клюквой, голубикой и брусникой), я понял, что дальше дороги нет. Жители ближайшей деревни предложили два варианта пути. Первый – более надежный – по гравийке через села Кручи, Горожоны и Залазье; второй – через деревню Боровец в Дубовое, минуя Залазье.

Я вернулся к команде и, обсудив с ними навигацию, решил выбрать второй вариант. Как оказалось, это была ошибка, предрешившая судьбу всего похода.

Еще до того, как мы миновали Боровец, встречные знаки на пути не предвещали ничего хорошего. Более того, они выглядели зловеще. Чего стоит, например, колесо и череп козла, насаженные на шесты вдоль дороги? Или труп распятой птицы на стене дома? Правда, за неимением лучшего в нем мы и заночевали.

Задачи прибавила лесная дорога от Залазья до Дубового. Она была настолько неухоженной и заросшей, что, идя по ней, легко было заблудиться. Через полтора километра петляний по лесу мы очутились у верхового болота. Пройдя еще столько же, мы вышли к развилке. Одна дорога вела прямо, другая (более хорошая) забирала налево. Следуя советам местных жителей, мы двинулись прямо.

После часа пути мы обнаружили строительную каску и осознали, что заблудились. Никита решил включить GPS-навигатор на телефоне (зарядки хватило на двадцать минут), чтобы понять, где мы находимся. Оказалось, что мы отклонились от курса на 4 километра и вернулись к деревне Еленка, но с другой стороны реки, там, где в нее впадал мелиоративный канал.

Посовещавшись, мы решили идти по борозде канала, ориентируясь только на данные GPS. На пути чередовались верховые болота и сухие мореные леса. На болотах росло много клюквы, которой мы и подкреплялись на привале. Через километра четыре мы наткнулись на просеку. Решили пройти по ней вправо еще пару километров. Осуществив задуманное, увидели, что просеку пересекает дорога. Опять повернули направо, и... через какое-то время наткнулись на ту же каску! Нас охватил панический ужас. Мы поняли, что ходим по кругу!

Посовещавшись, решили возвращаться в Боровец. А ночевать-то нам предстояло в том самом доме с распятой птицей! Правда, языческие страхи немного развеялись от теплого приема хозяйки дома Полины Васильевны. Слава Богу, в Беларуси еще остались такие люди, которые всегда примут и обогреют. Эдакие островки радушия в океане глобализации.

Во время приготовления трапезы мы успели пообщаться с Полиной Васильевной о сельской жизни. В наш разговор вмешался родственник хозяйки – Владимир Васильевич. Он очень долго отчитывал нас за самовольный поход на болота:

-- Ребята, с болотами не шутят! Три часа дня, на дворе осень, день короткий – чего вы туда потянулись?!

-- А когда надо было идти? – спросил я.

-- На болото лучше отправляться рано утром. Если заблудишься – есть шанс к вечеру выбраться. Вам надо было брать с собой мешок леденцов и раскидывать их, помечая свой путь. Никакие ленты и газеты вам не помогут. А леденцы – ваша личная метка.

У меня екнуло сердце. Я осознал, что мы играли с огнем. Ведь мы легко могли стать жертвами стаи диких кабанов или еще хуже – волков!

-- Прошлым летом работники МЧС обнаружили тело человека, растерзанного кабанами. Тогда же без вести пропали два рыбака. Одного нашли, а другой утонул в трясине Еложинского озера, - продолжает стращать нас Владимир Васильевич.

Да уж, после таких рассказов спать перехотелось. Обсуждая наше поражение, мы пообещали друг другу, что грядущим летом возьмем реванш и дойдем-таки до озер.

Утром мы направились в село Еленка, оттуда через красивый осенний лес на станцию «Славное», чтобы на ближайшей электричке вернуться в Минск…

плюс фотографии http://wildlife.by/node/4856