Шокирующая Средняя Азия или как я попал под каток...

Автор

Да, долго я не решался начать рассказ. Вообще думал, что никогда не вернусь к событиям годичной давности, но по прошествии времени что-то изменилось, даже не знаю, в полярности может. Первые строки - с них всё начинается, они задают тон рассказа, и я их не придумал до сих пор. С чего начать? Мне не хотелось бы вообще вдаваться в техническую часть, на просторах интернета хватает информации с подробным, чуть ли не посекундным описанием. Поэтому я опишу только свои впечатления. Впечатления человека, выросшего на асфальте. Человека, для которого застрявший лифт - трагедия, а отсутствие электричества в течение получаса - катастрофа. Я никогда еще так тщательно не готовился: десятки отчетов, карты, фотографии. Образно, знал, где лежит каждый камень. Я не ехал с чувством первооткрывателя, а всего лишь с чувством повторения выученного урока. Но кое-какие коррективы мы внесли - выбрали время в межсезонье. И это оказалось ключевым моментом. Та цивилизация, вернее ее отсутствие, судя по летним рассказам, она в сентябре сжалась вдоль дороги, и этими огромными жерновами азиатчины раздавила меня, как катком. Если бы не Иссык-куль, жемчужина Средней Азии, возможно, я бы всё списал на погоду, межсезонье, но после этого курорта я приехал домой, как пыльным мешком стукнутый. Серьезно, у меня не было никогда такого чувства, что я просто не помню, как ехал домой. Мы летели назад самолетом в Пулково, я купил билет до Витебска, сел в поезд и просто пропал. Я не помню, как ехал, как попал домой. Это потерянные несколько дней из памяти. Со мной никогда такого прежде не было. Не знаю даже, как и чем это можно описать. Сначала из эмоций было скорее отторжение, неприятие всего азиатского. Но со временем эти чувства прошли, с тех пор из самых ярких эмоций осталась злость. Злость на себя за то, что дал раздавить себя морально, растоптать, показать моё место - у телевизора или компьютера с кружкой кофе. Злость на себя переросла в маниакальную цель - вернуться. Вернуться и выплеснуть всю злость обратно в те горы, юрты, на тот кымыз, взять барана и разорвать его на две части. Эти мысли посещают меня уже дома, сидя с кружкой кофе на своём теплом кресле у компьютера. Между кружкой кофе дома и кружкой кофе там, на перевале, бездонная пропасть, перепрыгнуть которую дано не каждому.

Дальнее путешествие обычно начинается с аэропорта. Прилетая в международный аэропорт, ты не понимаешь, о чём говорят люди. Просто всматриваешься в лица и пытаешься отгадать, кто они и куда летят. Порой попадаются пассажиры, которые вводят в ступор - какие-нибудь цыгане, которые всем табором с огромными, кое-как упакованными тюками катят на регистрацию, а ты вырываешь последние крохи из бюджета, чтобы купить этот счастливый билет в другую жизнь и пакуешь свой багаж, взвешивая и обмеряя буквально каждую мелочь, чтобы не вылететь за заветные двадцать килограмм. Вообще аэропорт - это визитная карточка страны. С какой скоростью взлетают и садятся самолёты, с такой скоростью вращаются деньги в стране. В Бишкеке с этим всё очень печально. Пройдя паспортный контроль, получив багаж, попадаешь в зал прилёта и понимаешь, что бабок в стране нет. Но здесь можно не только понаблюдать за людьми, а еще и подслушать, что говорят. "Пятьдесят долларов давай, слушай, э, тогда может быть ты и улетишь, а так ты вообще никуда не улетишь," - после этих слов я понял, что слова коррупция в кыргызском языке нет. Его заменяют словами: каждый крутится, как может.

Самые говорливые - это, по традиции, таксисты. В Кыргызстане все машины праворульные, даже такси. Катишь по Бишкеку на велосипеде с рюкзаком, останавливаешься на светофоре, обычно у нас просто стоишь и ждешь разрешающего сигнала, а в Бишкеке основной транспорт - такси, а основное занятие мужчин - частный извоз. И вот, стоишь на светофоре, а через открытое окно таксист, он же сидит справа, начинает выпытывать:
- О, откуда едешь, давно?
- Нет, только прилетел?
- С велосипедом?
- Да.
- Слушай, красавчик, да.
Светофор меняет цвет, и поток устремляется к следующему перекрёстку. Пока я докручу на своём неспешном гружёном коне до следующего светофора, поток поменяется, и уже из другой машины продолжаются вопросы, причём создается впечатление, что нить предыдущего разговора он уловил:
- Как наш Бишкек? Нравится?
- Пока не разобрал.
И дальше, и дальше сыплются бесконечные вопросы. Если не хотите отвечать, есть один способ: встречая на пути кыргыза, сразу сходу задайте любой вопрос, хоть: "Как дела?". Это дезориентирует собеседника, и, пока он будет "висеть" и перезагружаться, у вас будет возможность свалить.

Велосипед и Бишкек - это вещи несовместимые. Тротуары там если и есть, то на них часто не протолкнуться, а на проезжей части такой кавардак из машин, что на велосипеде чаще катишься, отталкиваясь одной ногой. Дорожная разметка изредка встречается километрах в двухстах пятидесяти от центра - уже в Казахстане, а светофоры только автомобильные - для пешеходов светофоров нет, и они, пешеходы, подстраиваются под большой светофор на перекрёстке, и сплошной поток машин сменяется сплошным потоком людей. Причём, особо наглые пешеходы перебегают дорогу среди потока машин, а водители прорываются через поток пешеходов, гудками прорубая себе дорогу. Мы уже позавтракали, поменяли деньги, причём это отдельная история, и стали искать пути бегства из города. Но, город казался бесконечным. Набрав номер уже знакомого таксиста, услышав в трубке: "Ага, ща, я недалеко, уже еду". Он ехал часа два. И это по меркам Бишкека пулей.

Покатавшись с таксистами, я могу точно сказать, что права у них выдают по категориям А-Асёл, В-верблюд. Кыргызам просто повезло, что маркировка категорий совпала с международным стандартом, поэтому они со своими правами на верблюда спокойно рассекают на автомобиле.
За нами приехал старый пассат с багажником на крыше. Я стал откручивать педаль, на что водитель сказал: "Не надо". Ловко забросил велосипед наверх, педаль звонко процарапала полосу на крыше, на что я заметил: "Царапаем же", водитель молча достал кусок картона из урны и подложил. Естественно, по пути картонка слетела, и педаль всю дорогу скребла по моим идиосинкразическим ушам. С водителем я торговался просто из принципа, хотя сумма, которую он назвал первоначально, могла только рассмешить. Наверное, у нас за эти деньги можно только загрузить велосипед в машину и, не заводя мотора, выгрузить.

Вообще, деньги там не имеют привычной, как у нас, ценности. Протянув в обменник сто долларов, мне выдали просто кучу разноцветной бумаги, которая мне напомнила старую детскую игру: менеджер - такими маленькими, невзрачными и дешёвыми они выглядели. У нас, в принципе, до деноминации была та же беда, но скорость утечки наших денег из карманов просто на порядок выше. В итоге на обратном пути я сдал в обменник по размеру ровно такую же кипу денег, но немного меньше получил взамен.
Зато в Казахстане мы расстались с деньгами прямо на границе. Их просто выдуло, как осенним ветром, из карманов.

Конечно же Азию невозможно представить без дынь и арбузов. Первый раз увидел своими глазами арбуз, который проще катить. Я бы его назвал: Арбуз Дикуля. Вдоль дорог их вообще не взвешивают. Так, на глаз. Дыня еле-еле влезла на весы, завесив под десятку.

А запах... Я тянул эту дыню в рюкзаке до стоянки, просто залив слюнями всю куртку. Есть её было невозможно: липкий мёд тёк по рукам, подбородку.

Какой ужин после такого десерта? Принять душ и спать.

а хорошо подаете ). Фото ну просто втягивает. В нем есть все: смак, динамика, настроение и охват. Квинтэссенция вопроса - зачем живем. Вернее, ответ на него. Ну и где ж тот каток ? Похоже интрига впереди.

Цитата сообщения от opv отправленного 23 Дек, 2016 в 09:49

Фото ну просто втягивает. В нем есть все....

100 человек - 100 мнений.... Фото - Г, ИМХО) динамика, настроение и охват - 0, 0 и 0 . Ну, разве что, дыня :|)

Автор

Как хорошо летать самолётом: экономишь время, зачастую и деньги. Из неудобств для меня самое главное - синдром смены часовых поясов. Летишь на восток - сон смещается на более раннее время. Прилетев в Бишкек в пять утра по местному времени, на моих биологических часах было два часа ночи - самый сон. Я и заснул - по дороге, сидя в седле. Прохладная с ночи земля, на которую я свалился, как подкошенный, так и не привела меня в чувство. Девчонки были или более подготовлены ночными дискотеками, или просто изо всех сил держали себя в руках. Свернувшись калачиком прямо на обочине, подложив шлем под голову, уже начинал видеть сладкий сон, что я дома в кровати. Кое-как растормошив и приведя в чувство, меня посадили обратно в седло, видимо сильно хотели попасть побыстрее в горы. Так мы и плелись втроём, стараясь не заехать под проезжающие машины. Зевая, прогоняя сон вращением головы, я смотрел на облака на горизонте, красивые такие облака, кучевые. И тут Таня выпалила: "Это же горы!!!"
Сон, как рукой сняло. Это точно были горы. Был такой приток адреналина, что мы покрутили навстречу к ним раза в два быстрее.
Тань-Шань. Да, он суров и грандиозен.

Перевал Кегеты - первый перевал на маршруте. На карте обозначена высота 3805, навигатор показал чуть ниже 3780. Судя по моим ощущениям на перевале, я склоняюсь к третьему - не ниже 8848. Перевал - эта ключевая точка маршрута, когда ты ставишь галочку "пройден", дальше уже вниз. Ты внизу ставишь себе цель и идешь. Прошел один перевал за день - одну галочку, два - две, и с чувством выполненной задачи ложишься спать. А здесь мы шли день - галочки нет, шли второй - галочки нет. Да что это за горы такие?
Как тяжело ехать с фотографом в паре! Уже задыхаешься, сил нет, а сзади:
- Подожди, едь дальше, ракурс хороший.
Я кричу:
- Сняла?
- Нет.
- Блин, я уже не могу, нечем дышать.
- Сейчас, подожди, всё.

Открываешь чужой отчёт, на мой взгляд, самое детальное и красочное описание у Александра Деева, а там примерно такие строки:
Дорога в ущелье Кегеты дикая и почти забытая. На ней оказываешься вдалеке от цивилизации, одним против суровых гор, упоенным красотой и спокойствием.
Мы не успели разобрать даже свой багаж, как в первые минуты нашего упоения природой, местная, выбежав к нам, размахивая руками, запричитала:
- Вы куда? Наверх? А ружьё у вас есть? Нет? Не надо. Там вчера зверь троих моих овец задрал.
- Волк?
- Нет, какой волк? Большой зверь, вроде кошки, с кисточками на ушах!
- Рысь?
- Какая рысь? Кто такая рысь? Зверь, говорю. Не надо, не ходи наверх.
Мы посмеялись, не придав значения словам.
Поднялись вверх к водопаду, и началось представление, которое я бы назвал: Преддверие апокалипсиса. Сверху по дороге потянулись бесконечные вереницы табунов и отар.

Они бежали прочь, гонимые пастухами, от какого-то апокалипсиса, а мы намеренно двигались к нему.

Поравнявшись с пастухами, те нас отговаривали: "Зачем наверх? Не надо наверх. Там зима. Там волки"

Меня начала терзать злая мысль: "Почему нет отчетов по ущелью Кегеты в сентябре? Может все, кто ехал, не могли уже написать? Некому писать? Что знают пастухи, а мы не знаем?"
- Девчонки, а может в одной палатке спать будем?
- Что, страшно?
- Нет, одному холодно.
- Наверное, нужно рядом с палаткой привязать троих овец, может он только три живности за ночь съедает?
А в это время стада шли, шли...

Цитата сообщения от северный олень отправленного 23 Дек, 2016 в 18:54
Цитата сообщения от opv отправленного 23 Дек, 2016 в 09:49

Фото ну просто втягивает. В нем есть все....

100 человек - 100 мнений.... Фото - Г, ИМХО) динамика, настроение и охват - 0, 0 и 0 . Ну, разве что, дыня :|)

что ж, будем считать - расстрел собственного фото состоялся ))

Дело не в этом... Весь поход не от сердца и почти все фото от ума... от того и каток...
Больше не буду прерывать рассказчика :)