Дракула мёртв и доволен этим.

Автор

Эта история произошла давным давно, а может и недавно. А может и вообще не происходила, и я это все придумал. Однажды римляне, а может это были просто кучерявые и носатые теукры, стали легионом у подножия гор, сдружились с дакийцами, вкусили местного вина, да там и остались. Рим пал, и легионеры, ностальгируя, стали называть свою новую родину Романией или по-русски Румынией.
Много с того времени воды утекло. Уже и молдаване начали говорить, что Румыния - это часть Молдавии, Румыны считают Молдову своей частью. Кто их разберет? Сильно большой разницы между теми и другими никто, как оказалось, и не заметит.

С чего всё начиналось или "Опять карпаты? Сколько можно?".
Сложив дебет с кредитом, разделив на количество дней отпуска, получил сумму, стремящуюся к нулю. Приложив данную сумму на экономическую карту мира, циркуль очертил окружность между Черным морем и Балтийским, уперев ножку аккурат в украинские Карпаты. Нет, а чего? Виза не нужна - раз, дешево - два. Но третий пункт: надоело - как с этим быть? Румыния висела в голове еще с 2014-го года, когда вместо нее мы покатили в Грецию, и о ней, Румынии, позабыл совсем. Напомнила Катя, за что ей спасибо отдельное. Румыния - это же мамалыга, виноград, что там еще? Наверное, что-то же есть. Но для въезда нужен мультишенген, хотя бы двухкратная виза. А один наш компаньон не получал визы ранее, а значит заветный мульт ему не откроют. Что же делать? Смещаться на запад - Польша, Словакия - Татры. Только разовая виза и вперед! Красиво, живописно, необычно. Вроде те же Карпаты, но уже какое-то разнообразие. Стал готовить маршрут. Как я уже писал в отчете, процитирую сам себя: "В прошлые разы встречали туристов из Польши, которые восхищались не столь горами, сколь степенью свободы при общении с природой. Планируя осенний поход в Татрах, был огорчен правилами: не спать вне кемпингов и комнат, не сходить с тропы ни в коем разе, писать по ветру, чтобы ноги обязательно были на тропе, сильно напрягая мочевой пузырь, чтобы струя не мешала остальным туристам совершать приятную прогулку на лоне природы. "
Это печально. На самом деле - это как посадить собаку на цепь.
Остается две недели до похода, маршрут готов - Львов-Краков-Закопане-Татры-Словакия-Венгрия-Украина-Львов. Звонит Шурик: Мульт дали, на полгода! В чистый паспорт!
- К черту Татры, к черту правила, Румыния, мы едем!
За 2 недели готовимся по-новому. Решаем, как добираться? Вариант - через Львов шестью поездами и двумя автобусами. :o Зато дешево. В конечном итоге остановились не на самом дешевом, но на самом простом способе (без самолета): прямой поезд СПБ-Кишинев из Витебска, далее прямой автобус Кишинев-БрашОв. Уснул, проснулся, и мы в Трансильвании.
Правда, не обошлось без эксцессов: автобуса не два в день, а три: в 12.00, 19.00, 21.00. О существовании автобуса в обед я не знал, нам пришлось коротать целый день в Кишиневе до семи вечера, и это был самый длинный день в моей жизни. Если мне сейчас ночью снится кошмар, когда просыпаюсь, мне не нужно его вспоминать - снился Кишинев и я в нем постоянно от кого-то бегу.
Еще мы прокололись с билетами: нужно брать в кассах, а не в этих Евролайнсах.

В итоге на руках у нас было что-то похожее на билеты без мест, водитель все подсаживал и подсаживал людей в каких-то цыганских поселках, на трассе, и мы смещались все дальше и дальше к хвосту. В итоге я доехал в багажном отсеке. Автобус стоил всего 12 долларов, и меня лично всё устраивало. К тому же дорога отсутствовала, вернее от фар ничего вообще не отражалось. Я ехал и молился за здоровье Роберта и Юры Партизаныча, которые по этим "дорогам" когда-то ездили на велосипеде. За жигулем без включенных фар автобус крался почти час, пока тот не юркнул в какие-то кусты, и мы смогли наконец-таки разогнаться хотя бы до пятидесяти. От тряски и кондиционера над головой уже появлялись галлюцинации. В час ночи были на границе, которая напоминала границу РБ-Украина лет десять назад. Чистая формальность. Кое-как к утру мы выгрузились на автостанции Брашов. Светает. Собака чуть не пометила мой рюкзак, на скамейке спало аморфное тело, прикрытое газеткой, а на ближайшем склоне горели шесть огромных букв "BRASOV. Не иначе, HOLLYWOOD, да, их уилл аллес, подумал я, а приключения только начинались.

Румыния и Молдова. Один язык, один менталитет, одна беда на двоих - вступление в Евросоюз. Что они ни делают: флаги евросоюза на каждом углу, штамп о пересечении границы со звездочками вокруг RO, но приобщиться с еврокультуре у них как-то не получается.
Все молдаване, кто хотел, уже давно получили румынские паспорта, по которым можно уехать на заработки в Европу. Часто в Италию, ведь языки похожи с небольшим отличием. Постоянно орал собакам: Каза! каза, шавка позорная! - что означает: домой. Иногда помогало. Иногда нет :'(
Как вам патриотизм Приднестровья? Каждый имеет 3-4 паспорта: приднестровский, российский, молдавский и румынский. Неплохо устроились, правда. 4 паспорта - это цивилизация. Нам с одним до этого далеко.
Дальше по цивилизации: я первый раз увидел своими глазами знак: движение на гужевом транспорте запрещено. Я думал, это знак-атавизм в правилах.

Наших автолюбителей, которым мешают велосипедисты, пленные олени, "тормознутые" пешеходы я бы отправлял в Румынию на переобучение, пусть поездят сначала среди лошадей, потом можно и в поток с людьми пускать.
А так выглядит парковка около магазина:

Европа, однако.
Обидно становится за нашу страну, которую относят к странам третьего мира, а при трудоустройстве в Евроопт у нас легко могут написать в анкете: могу разложить пиво на полке в ряд Фурье. У них может стать проститутка директором, а у нас директор может стать проституткой. Легко.
Транспорт с двумя лошадиными силами.

В Молдове, как оказалось, есть два сорта вина - техническое и питьевое. Техническим моют автомобили, поливают клумбы и газоны. Питьевое стоит 13 молдавских лей за литр (1.3 рубля нашими). Для сравнения литр молока в магазине стоит 20 лей (2 рубля).
Фото Серги

Как мне казалось, Карпаты, они и в Румынии Карпаты. Но горы меня приятно удивили.
Местами они были похожи на Качкар в Турции. Ущелье Биказ подобно ущелью Тортум.

Местами, в районе замка Бран, похожи на Альпы.
Местами на "волосатый" Кавказ.

Но всё-таки что-то выдавало в них Карпаты.

Румынские Карпаты - это конечно же Трансшэгэрэш.

Шоссе разрезает горы с юга на север и действительно переносит тебя из одной культуры в другую. Север - это Трансильвания, черепичные крыши, вытянутые шпили, уникальность в каждой глиняной плитке, каждом кирпиче. Как у моего любимого Бродского:
Может быть даже, говорил я себе, вся европейская культура, с ее
соборами, готикой, барокко, рококо, завитками, финтифлюшками, пилястрами,
акантами и проч., есть всего лишь тоска обезьяны по утраченному навсегда
лесу. Не показательно ли, что культура -- как мы ее знаем -- и расцвела-то
именно в Средиземноморье, где растительность начинает меняться и как бы
обрывается над морем перед полетом или бегством в свое подлинное
отечество...
(Посвящается позвоночнику).
Именно такой и должна быть архитектура, она должна повторять природу в ее уникальности.

И как уродлив "новодел", когда архитектор отрывается от природы и переходит к функциональности.

Жаль, в наше время каждый, кто считает, что справлять нужду следует в туалете, мыться в ванной, готовить на кухне, а спать в спальне мнит себя архитектором, а, наоборот, справлять нужду в ванной, готовить в гостиной, спать на антресолях - дизайнером.
* * *
Юг - это обычная бытовая ничем не примечательная застройка в сёлах, которые тянутся вдоль дорог бесконечной вереницей.

Строить Трансфэгэрэш приказал сам Чаушеску еще в далеком 70-м. Спустя сорок лет после строительства - это, пожалуй, самая известная достопримечательность Румынии, после замка Дракулы, конечно. Как Брэм Стокер возродил легенду о кровожадном вампире, так выпуск известной передачи"Топ гир" о поездке в Румынию на спорткарах привлек тысячи туристов со всей Европы к этому шоссе. Джереми Кларксон назвал ее "Самой красивой дорогой Европы". Знал ли Чаушеску, что его "военный" объект станет туристской меккой?
Смотрите, насколько неоднозначна фигура данного правителя: с одной стороны "прибрал к рукам" многие исторические ценности, восстановил за государственный счет, разорил бюджет на резиденции, с виду ненужный горный серпантин, но с другой заложил основу будущей индустрии туризма.
В одном маленьком городке, ожидая автобус, зашли в местный краеведческий музей. Все эпохи, начиная от динозавров, заканчивая войной и демонстрациями трудящихся, но интересующих лично меня экспозиций нет.
Я спрашиваю: Скузи, сеньорэ. А где я могу посмотрейт ваш любимый пленный румын и ваш уважаемый пресидент?
На что получаю ответ:
- Участие в войне на стороне Гитлера - это было ошибкой, поэтому, проведя работу над ошибками, мы не возвращаемся к этой теме.
А знаете, это очень хитро придумано: нам обещали плюшки в виде бессарабии, а сами заставили нас мёрзнуть в окопах под Сталинградом. Когда в 44-м всем, кроме ежа и Гитлера было понятно, что дело пахнет керосином и нужно "соскакивать", румынский народ, по официальной версии, сам поймал и выдал Советам своего прогерманского лидера, которого позже сам и расстрелял, выгнал из страны весь нацистский контингент, прибрался и встретил Советскую власть с распростёртыми объятьями.
Вообще, сменяемость власти через расстрел - это, я так понял, особенность политической системы Румынии. Тяжело нынешнему президенту быть на посту, осознавая это.
На вопрос: А где же ваш Чаушеску? Почему нет о нем ничего в музее? Ведь это ваш бывший политический лидер?
- Это была тёмная страница в истории.
- А вы лично, как к нему относитесь?
- Я не могу сказать? Я еще маленькая тогда была.
Вот это, действительно, грамотный уклончивый ответ.

Если, посмотреть "Топ гир", а затем съездить на трансфэгэрэш, то понимаешь, что в передаче нет ни слова правды. Протяженность шоссе 260 километров, но сама горная часть около ста. То есть на простой "Дача логан" в горах свободно можно уложиться в два часа, не говоря уже о спорткарах.

Первое, с чем придется столкнуться - бесконечный поток машин и мотоциклов. Не могу сказать чего больше. Учитывая, что мы были в середине сентября, когда поток туристов уже стремится к нулю, тем более сквозной проезд в это время обычно уже закрыт. Что там творится летом, я даже боюсь представить.

Ведущие для большей зрелищности решили заночевать в горах, будто бы темнота внезапно их застала в дороге. Расположившись на обочине, они всю ночь крутились в своих автокреслах, а утром замерли от восторга: перед ними красовалась высоченная плотина.

Дорога, на которую они якобы случайно свернули и оказались у основания плотины, уходила далеко за горизонт.

Спрятав рюкзаки в чаще леса, налегке мы со свистом полетели вниз к неизведанному. Ещё бы - первый раз я смогу оценить масштаб плотины, глядя на нее снизу вверх, как ведущие Топ гир!
Южная часть Трансфэгэрэша, пожалуй, более мощная.

Еще немного спуска, и мы у моста. И что бы вы думали? Шлагбаум. Да, да. Вот так ведущие Топ гир случайно свернули не туда и не заметили закрытый шлагбаум. Честно, никогда не ездил на спорткарах, возможно на такой заниженной машине можно проехать под ним. В любом случае для велосипеда это не помеха.

Мы уже на полпути к цели.

Еще один небольшой виток дороги. Плотина уже как на ладони.

Сердце неистово бьется от восторга...

Последний поворот, и нас встретила мощь потока, вырывающаяся из-под плотины. Шум, взвесь мелких капель, как пыль моментально оседающая на одежде, нехотя впитываясь в каждую складку, принося дрожь всему телу, может от воды, может от величия самого сооружения. Так я хотел, чтобы всё было, чтобы, как ведущие Топ гир, насладиться моментом. Но нас встретил не бурный поток, а полицейский патруль. Вот так бесславно прокатились мы по следам англичан. О беседе с патрулем я расскажу вам чуть позже.

Вернёмся в начало поездки. Городок Сигишоара, где по преданию родился граф Дракула. Весь центр города занесён в список всемирного наследия Юнеско.