FAQ по бескамерным покрышкам (UST, tubeless)

MethroGnome
Автор

Написать этот FAQ меня заставило множество мифов и домыслов о бескамерных покрышках, которые придумывают "теоретики". Обычно бескамерки ругают те, кто никогда их не использовал и знает лишь по наслышке... Ситуацию усугубляет еще и очень малое кол-во информации в интернете. У обывателей сложилось мнение, что бескамерки - это удел профессиональных гонщиков на соревнованиях, где счет идет на граммы и на секунды. А между тем на форуме угрожающе растет кол-во тем вроде "как правильно заклеить камеру" или "где купить нормальные заплатки", люди рассказывают ужасные истории про 15 проколов за сезон...

Важнейшие преимущества бескамерных покрышек:

- Устойчивость к проколам, в т.ч. и порезам типа "змеиный укус"
- Возможность держать низкое давление (1-1, 5 атм) для лучшего сцепления

Из недостатков можно отметить разве что чуть больший вес в некоторых случаях и более высокую цену ободов.
Теперь постараюсь развеять самые распространенные заблуждения:

Миф 1. Бескамерные покрышки очень тяжелые.
Это мнение сильно преувеличено. Бескамерная покрышка действительно тяжелее аналогичной модели камерной в среднем на 100-150 гр (в зависимости от производителя). Но в то же время забывают про вес всего колеса в сборе, в котором отсутсвует камера и ободная лента. А тут уже ситуация не такая ужасная, как ее описывают. Рассмотрим на примере:

1 вариант - камерный
Обод DT Swiss XR 4.2d - 400 гр.
Ободная лента - 10 гр.
Камера самая легкая - 90-100 гр.
Покрышка например Schwalbe Racing Ralph 26x2.1 - 460 гр.

2 вариант - бескамерный
Обод Mavic XM 819 disk - 450 гр.
Покрышка Schwalbe Racing Ralph 26x2.1 UST - 590 гр.
Герметик - 50 гр.
Ниппель - 10 гр

В итоге имеем разницу в 140 грамм. Обратите внимание, что тут выбрана суперлегкая камера, которая стоит в 2-3 раза дороже обычной и топовый КК-обод. При использовании камер с киоска на Дружной и более дешевых ободов разницы вообще не будет.
Ну пусть даже 140-150 грамм, много это или мало? Я скажу так - один раз проехавшись по грязи на колесо ее налипнет гораздо больше, чем эта разница. Стоит ли экономить сотню грамм с камерой толщиной как презерватив и считать проколы каждую покатушку, или поставить бескамерку и забыть о всех этих проблемах? Для меня выбор очевиден.

Миф 2. Бескамерные покрышки стравливают воздух и их нужно постоянно подкачивать.
Чистой воды выдумка. Этот миф возник из-за неправильной эксплуатации бескамерных покрышек. Перед установкой обод и покрышки нужно тщательно отмыть от песка и пыли. А снимать только пластиковыми монтажками, никаких отверток.

Миф 3. При повреждении обода бескамерка спуститься.
Тут смотря о каком повреждении идет речь. Сами по себе UST-обода обычно верхнего уровня, используются с хорошими спицами и повредить его не так-то просто (если, конечно, использовать обода соответствующие своему стилю катания). Бескамерки только критично относятся к внутренним повреждениям стенки обода, например при разбортировке отвертками.

Миф 4. В бескамерках быстро растягивается корд и ресурс их небольшой.
Этот перл выдал продавец одного из ведущих веломагазинов Минска. Причем в наличии бескамерок у них нет и судя по всему никогда не было. Думаю, этот миф как и предыдущий также связан с неправильной эксплуатацией, когда покрышки были установлены грязными и нарушилась герметичность.

Миф 5. В случае прокола надо менять покрышку.
Наверное, этот миф придумали люди, которые не слышали о том, что бескамерки нужно использовать с герметиком. В большинстве случаев о мелких проколах или микропроколах вы даже не узнаете, а большие проколы и порезы заклеиваются заплаткой изнутри.

Миф 6. Бескамерку невозможно накачать ручным портативным насосом, нужно возить баллоны с сжиженным газом под давлением.
Не совсем так. Это справедливо только для первоначальной установки покрышки, когда требуется мощный толчок воздуха для посадки корда в пазы. Но и в этом случае обычно достаточно простого напольного насоса. А когда уже покрышка села на свое место - накачать ее можно и портативным насосом. Баллоны с газом - это что-то из мотоциклетной области...

Теперь часто возникающие вопросы. (обновлено 19.04.2011)

Q: Что такое UST?
A. UST (Universal System Tubeless) - это стандарт покрышек и ободов, означающий возможность использования без камеры.

Q: Как это устроено, почему воздух не спускает?
A. Устройство наглядно видно на картинке с сайта Mavic:

UST-обод полностью герметичный, имеет особый профиль с пазами в боковых стенках. Туда плотно входит корд покрышки, под давлением воздуха зажимается и не спускает. Куда вставляются спицы - хорошо видно на рисунке. Ниппель также имеет герметичную конструкцию - вставляется в отверстие изнутри, а снаружи зажимается гайкой особой формы с резиновой прокладкой. Как правило, ниппель разборный (клапан выкручивается) для удобства заливки герметика.

Q: Чем бескамерная покрышка отличается от обычной?
A. Бескамерная имеет более высокий корд специальной формы. Многие марки покрышек известных производителей выпускаются как в обычном, так и UST-варианте. Бескамерные обычно имеют сбоку надпись типа tubeless или UST, либо и то и другое.

Q: Можно ли в бескамерки вставлять камеры?
A. Можно, но смысла в этом мало. Разве что как крайний вариант в случае очень большого прокола или пореза.

Q: Можно ли использовать обычные обода с UST-покрышками без камер?
A. Можно, но только с применением tubeless-комплектов (tubeless kit).

Q: Можно ли на UST-обод ставить обычные камерные покрышки?
A. Можно, но в общем случае только с камерой. У Miколы есть опыт использования обычных покрышек на обычных ободах без камеры с помощью самодельного tubeless-комплекта

Q: Что такое tubeless kit (tubeless conversion kit)?
A. Это набор аксессуаров для превращения обычного обода в UST-совместимый. Наборы могут быть как для конкретных ободов (например, для DT Swiss), так и сторонних производителей (например, NoTubes). В общем случае использование тублесс-комплектов считается менее надежным вариантом, но многие используют их с ободами, у которых нет UST аналогов.

Q: Что такое герметик и зачем он нужен?
A. Герметик (sealant) - вязкая жидкость, что-то вроде жидкого компаунда, которая заливается внутрь бескамерной покрышки. Использовать его не обязательно, но крайне желательно. Т.к. именно герметик обеспечивает одно из важнейших достоинств бескамерок - защиту от проколов. Объем заливаемого внутрь герметика зависит от размера покрышки (от 40 до 100 мл). Герметик со временем теряет свои свойства и раз в полгода-год рекомендуется менять его.

Q: Что делать в случае прокола?
A. При правильной эксплуатации с герметиком проколы в бескамерках бывают очень редко. О мелких и микропроколах вы даже не узнаете - все они будут заклеены герметиком. Даже при более крупных проколах покрышка спускает очень медленно и обычно достаточно капнуть снаружи на место прокола каплю суперклея. При больших проколах и порезах дырки заклеиваются изнутри обычными заплатками.

Q: Где можно купить в Минске бескамерные покрышки, обода и пр. аксессуары?
A. К сожалению, нигде. Пока еще у нас это считается экзотикой, поэтому купить можно в зарубежных интернет-магазинах или попросить привезти из Москвы/Киева (но выбор там поменьше).

Q: Какие существуют UST-совместимые обода и вилсеты?
A. Большинство вилсетов Mavic, Shimano XT и XTR, обода Mavic XM 819 и EX 823, вилсет Crank Brothers и некоторые другие. DT Swiss не выпускает UST-совместивые обода и вилсеты, но для них есть специальный tubeless-kit.

Q: Какие существуют бескамерные покрышки?
A. Большинство ведущих брэндов выпускает бескамерки - Maxxis, Schwalbe, Michelin, Continental, Kenda, Hutchinson и др.

Q: Существуют ли бескамерные покрышки для шоссейников?
A. Да. Например, Hutchinson Fusion 2 700Cx23 и Hutchinson Atom 700Cx21.

Q: Бывают ли бескамерки складываемые (foldable)?
A. Да, например, ряд моделей Schwalbe и др.

Q: Подойдет ли герметик, применяемый в мотоциклетных или автомобильных покрышках?
A. Возможно, он и будет в некоторой степени выполнять свои функции. Однако, он не рассчитан на велосипедные покрышки - они совсем другой толщины, имеют другое строение, скорость вращения колеса у велосипеда также намного ниже. Поэтому не стоит рассматривать этот вариант.

Q: Каков накат в сравнении с обычными камерными колесами в сухом состоянии (без герметика) и как сильно уменьшается накат после добавления герметика?
A. не вижу объективных причин, почему накат должен измениться. По крайней мере, если разница и будет, то несущественная. Рисунок протектора, давление в покрышках, втулки и т.д. в гораздо большей степени влияют на накат.
В сухом состоянии я не ездил, но некоторые ездят и наливают герметик уже после прокола. Сам герметик достаточно жидкий и во время езды равномерно растекается по всей покрышке, так что можно считать его дополнительным жидким слоем покрышки.

Q: хотелось бы узнать наскоко реально накачать с НУЛЯ колесо портативным насосегом. Дело, как говорится, принципа - можно или нет.
A. Если покрышка совершенно новая - скорее всего, не удастся. А если она уже стояла на ободе - можно попробовать, если разбортировать только одну сторону.

Q: В основные характеристики также входит и цена.
На сколько дороже колесо при использовании бескамерной покрышки?

A. Сравним описанные выше колеса, для ориентировки цены взяты с starbike.com:

1 вариант - камерный
Обод DT Swiss XR 4.2d - 48 евро
Камера самая легкая - пусть 10 евро
Покрышка Schwalbe Racing Ralph 26x2.1 - 29 евро

2 вариант - бескамерный
Обод Mavic XM 819 disk - 63 евро
Покрышка Schwalbe Racing Ralph 26x2.1 UST - 34 евро
Герметик - 7, 5 евро 100 мл, значит на 1 колесо 3, 7 евро

Бескамерный вариант получился дороже на 14 евро. Коэффициент пересчета на $ в РБ можно узнать у fekdas (и купить, кстати, тоже ) В зависимости от обода, типа покрышки, камеры, разница может колебаться от 15 до 25 $ за колесо.

Q: хотелось бы знать, какой у автора опыт использования бескамерной резины (продолжительность, марки ободов и резины).
A. обода Mavic XM819 disk, резина Hutchinson Piranha Airlight 26x2.0 UST, герметик Slime, затем FRM.
Используются с начала 2008 года, некоторое время с камерами, пробег около 6000 км из них полностью tubeless примерно 5500. Серьезный прокол был только один - порез от стекляшки длиной около 4 мм. Герметик к тому времени был уже старый и не смог удержать давление. Затем, после добавления новой порции герметика, ситуация на некоторое время нормализовалась - дырка заклеилась, но иногда, когда байк стоял дыркой вверх- герметик стекал и покрышка снова спускала. В общем, заплатку поставить пришлось. Возможно, было и больше мелких проколах, но благодаря герметику они себя так и не проявили.

Q: Что делать, если накачать бескамерку никак не удается?
A: Ставим внутрь камеру, накачиваем сильно (но не больше максимального давления для этой покрышки). Проверяем, чтобы покрышка села на свое место ровно по всей окружности обода. Оставляем так на пару дней (чем дольше, тем лучше). Можно пару раз покататься.
Затем спускаем воздух из камеры, монтажкой разбортируем только одну сторону, вынимаем камеру, заливаем герметик, заправляем покрышку окончательно и накачиваем - проблем с посадкой уже не будет.

Q: Как очистить покрышку от старого герметика?
A: Лучше всего промыть под теплой водой с помощью нежесткой щетки.

PS. Просьба воздержаться от флуда и заявлений типа "я слышал" "мне кажется", принимаются только конструктивные вопросы по существу.

Удалённый пользователь

fakи в студию
каков накат в сранении с обычными камерными колесами в сухом состоянии (без герметика) и как сильно уменьшается накат после добавления герметика?
имея за этот год 3 закола (2 на шосере и один на хочулии) проблема кардинальной защиты от заколов не стоит. хотя в гонке (в коих я так и не поучавствовал как следует) закол колеса это да, это (Y)
коментарий по картинке - не все так на самом деле, как рисуют. в частности в спущенном состоянии борт (или корд если продолжить терминологию автора) сидит заметно ниже чем в накаченном . это значит что по другую сторону колеса он будет выпирать наружу. хотелось бы узнать наскоко реально накачать с НУЛЯ колесо портативным насосегом. Дело, как говорится, принципа - можно или нет. в покатушке вдали от дома и электрички всяко может случится.
а автомобильный герметик точно не льзя заливать в велосипедные колеса (а может это герметик был просто под...ышный), но ржали почти час когда пена шла со всех щелей, даже со встулки. фокс - извиняй что так вышло.

может я чегото не понимаю :-[
возможности поломать спицу нет? ведь судя по рисунку, придётся обод менять..

Хотелось бы знать, какой у автора опыт использования бескамерной резины (продолжительность, марки ободов и резины).

В основные характеристики также входит и цена.
На сколько дороже колесо при использовании бескамерной покрышки?

Цитата сообщения от margasan отправленного 6 Ноя, 2008 в 10:52

В основные характеристики также входит и цена.
На сколько дороже колесо при использовании бескамерной покрышки?

Разница в цене обода - $20-30, резина $5-20. От производителя и модели зависит. Плюс цена герметика.

Итого: переплата 25...50 USD на колесо (50...100 USD на байк) за сомнительное (статистики нет!) преимущество по устойчивости к проколам и бОльший вес колес! Стоит ли? :|(

Zsolt Csanyi, насколько мне известно - первый из форумчан, откатавший весь сезон на tubeless колесах (Mavic XM-819 + Hutchinson Piranha Airlight 26x2.0) и решивший поделиться своим опытом. За что - большое спасибо.

Бескамерки однозначно рулят, я серьезно задумался на эту тему после наших покатушек в Крыму :)
Хотя, была своя атмосфера в вечерних посиделках за кружкой чаю с камерами и заплатками в руках

Для покатушек по РБ преимущества tubeless не настолько значительны, чтобы бросать всё и бежать заказывать новые компоненты для бескамерных колес. Но при выборе нового дорогого велосипеда обращать внимание на наличие tubeless имеет смысл.

Цитата сообщения от miкола отправленного 6 Ноя, 2008 в 14:20

откатавший весь сезон на tubeless колесах (Mavic XM-819 + Hutchinson Piranha Airlight 26x2.0)

C этого надо было начать :) Интересен эмпирический опыт в первую очередь.

Для покатушек по РБ преимущества tubeless не настолько значительны, чтобы бросать всё и бежать заказывать новые компоненты для бескамерных колес. Но при выборе нового дорогого велосипеда обращать внимание на наличие tubeless имеет смысл.

Ключевое слово "дорогого". На бюджетные, увы, не ставят бескамерку.

А почему нельзя обычную камеру зарядить герметиком?
Даёшь герметик в каждую камеру! :)

Цитата сообщения от alec отправленного 6 Ноя, 2008 в 17:22

А почему нельзя обычную камеру зарядить герметиком?

Спроси у Фокса |-)_)

А если серьезно, то существуют камеры, которые сразу продаются со специальным герметиком внутри (например Slime).

Цитата сообщения от oddentity отправленного 6 Ноя, 2008 в 18:56

раз появились вопросы, значит людям это тема все-таки интересна. :)

Почему бы и нет, раз есть соответствующий реальный опыт? В любом случае интереснее, чем карбоновые Стелсы Аисты обсуждать.

С начала этого года, около 3000 км. Резина Hutchinson в общем неплоха, но не самая легкая в своем классе. Герметик использовался Slime. Прокола не было ни одного, ездил в самых разных условиях, неоднократно приходилось проезжать по битому стеклу. Хотя вполне допускаю, что микропроколы были, но благодаря герметику я о них так и не узнал.

Если я правильно понял, обода и резина были в стоке на XTC? А герметик ты купил дополнительно? Или все-таки с нуля собрал комплект tubeless-колес?

Цитата сообщения от oddentity отправленного 6 Ноя, 2008 в 18:56

А почему нельзя обычную камеру зарядить герметиком?

я не очень представляю как это сделать. В бескамерках же ниппель разборный (преста) - клапан выкручивается специальным съемником и остается сквозное отверстие, а как залить в камеру не представляю. Разве что разрезать, залить и заклеить заплаткой :)

береться камера со шредером. выкручивается нипель .. заливаеться герметик. закручивается нипиль назад. вся операция займент минут 10 ;)

MethroGnome
Автор

Если я правильно понял, обода и резина были в стоке на XTC? А герметик ты купила дополнительно? Или все-таки с нуля собрал комплект tubeless-колес?

да, были в стоке. Только в стоке там внутри еще и камеры стояли. Герметик покупался отдельно (привезли из Киева) и уже самостоятельно заправил его внутрь, достав камеры