Поехали!
сообщение #1, 19.09.2015 в 18:25
я  уже несколько лет хожу на сплавы не только на покупных лодках и каяках но и на судах собственного изготовления..
вполне понятно что  соревноваться  с  фирменными судами получается не очень удачно - поскольку зачастую нет возможности закупать необходимые материалы.. нет необходимого оборудования.. технологий.. даже само помещение - где этим можно заниматься  - достаточно большая проблема..

но тем не менее всё это как то реализуемо  - особенно с учётом того что конструкция такого самодельного судна может быть очень простой..

на мой взгляд

технологически наименее трудной в изготовлении дома на коленке  лодкой является так называемая "двухслойка" - это внешний  прочный чехол сшитый из прочной ткани в который вставляется надувная камера клееная из воздухоудерживающего  материала..

конструктивно же проще всего изготовить лодку катамаранного типа которая состоит из двух независимых балллонов и системы крепления их между собой..
из-за простоты конструкции данное судно изобреталась не один раз и не одним человеком поэтому встречается под различными названиями ( двух баллонная лодка, тандем, катабайд, катаяк.. катамаран-одиночка.. ит.п.. )
лично я предпочитаю название катаяк (катамаран каяк) поскольку сделал себе такую лодку для замены каяку  для не бурной воды..

конструктивно такая лодка изготавливается чрезвычайно просто:

1) из прочной ткани  ( я обычно использую толстый нейлон или  лавсан)  шьются шкура - две трубы необходимых размеров.. при этом сразу изготовляются носовые и кормовые заужения.. система силового крепления.. и технологические отверстия для вставки камеры.. 

2) затем из ТПУ-ткани или из ТПУ-плёнки клеятся внутренние камеры с выходным штуцером..

3) камеры вставляются в шкуру.. к полученным баллонам привязываются поперечины задающие ширину судна,
надувное сидение-подушку и  матерчатые палубы..

и собственно - это всё.. судно готово к плаванью..

примечание - поскольку баллоны жестко между собой не сшиты - то используя эту свободу  можно всячески менять форму судна - в частности можно связывать нос и корму - если ещё при этом к полученной конструкции из балллонов снизу привязать водонепроницаемое дно - то получиться лодка-каяк


одна из самых первых попыток:









ещё один вариант:








большой катаяк для похода семьёй:








вот ещё лодка сделанная по этой схеме:









и ещё: 


















судно сделанное в этом году - менее чем  за 1 месяц - в спешке перед походом - тем не менее отлично отходило в самых жестких условиях.. вес - 5 кг..









"Истина — это не то, что можно доказать; это то, чего нельзя избежать" (с) Сент-Экзюпери
 
сообщение #2, 19.09.2015 в 21:35
выкройка шкуры баллона моего самого первого судна - Тут всё совсем просто и совсем  примитивно -
но тем не менее это судно (из черного 600-го оксфорда) побывало не в одном походе и уже отходило почти полностью 5-й сезон...    (сейчас оно прописано навсегда на даче)


общий вид баллона сбоку и в разрезе  - складки здесь необходимы для вставки люверсов..
но потом я начал отказываться от люверсов - потому что их можно вырвать..
сейчас я вшиваю в складку изнутри 15 мм стропу к которой привязываю силовые самозатягивающиеся петли из капронового шнура - так существенно прочнее  и заметно легче - да и конструкция упрощается..


общий вид баллона сбоку:


общий вид баллона в разрезе: - на сегодняшний день из всех складок актуальными остались только №3 и №1
"Истина — это не то, что можно доказать; это то, чего нельзя избежать" (с) Сент-Экзюпери
 
сообщение #3, 20.09.2015 в 09:42
ещё я хотел бы отметить такую очень хорошую особенность подобного рода простых самодельных судов - как отличную ремонтопригодность в условиях похода..
мне приходилось - главным образом устраняя собственные недоделки и просчёты - не один раз ремонтировать свои самодельные суда в походе.. основным ремонтным средством - из-за простоты лодки - практически всегда выступает обычная верёвка.. 

и в тоже время из-за сборно\разборного характера подобного вида судов для его качественного ремонта доступна практически любая его часть  - включая даже внутреннюю поверхность надувных камер..


вот ещё несколько фотографий из архива - различные варианты лодки.. в разное время..:










кому интересно - могу более подробно рассказать по конкретным вопросам.

был бы очень рад - если бы и другие самодельщики (а таких людей достаточно много) поделились бы в этой теме своим опытом изготовления лодок для туризма и\или рыбалки

с уважением - J.




"Истина — это не то, что можно доказать; это то, чего нельзя избежать" (с) Сент-Экзюпери
 
сообщение #4, 22.09.2015 в 08:39
мда.. судя по всему - тема самодельного изготовления  лодок никому не интересная.. а жаль..

поэтому в заключении опишу здесь финансовые проблемы самостоятельного лодкостроительства и больше постараюсь в эту тему не писать.. 

Практически в любом случае самостоятельное изготовление  (конструктивно не сложных) лодок заметно дешевле чем подобные лодки покупать..

Совсем другой вопрос о различии качества изготовления и конструктивном совершенстве  судов сделанных дома и на фирме..

на производстве - как не крути.. всё же  работают профессионалы..  они профессионально занимаются подбором исходных материалов.. технологий.. конструкций.. а и закупают они материалы оптом ( что практически всегда в разы дешевле  чем в розницу), но всегда есть но..
но профессионалы  стиснуты рамками экономической целесообразности  производства  на продажу.. и поэтому не могут - как самодельщик (для себя любимого) делать так чтобы хотя бы часть судна  была сделана из дорогих комплектующих..
но и у самодельщика своя беда - розница.. ибо в розницу всё дороже.. и не всегда есть в рознице необходимое.. а покупать 100 метровый рулон ради пары метров  - это глупо..

поэтому финансово самостоятельное изготовление  судна - это всегда некий баланс цен на необходимые розничные материалы  и их наличия в рознице вообще..

конечно с учётом доступных  технологий и инструмента..

свои первые люверсы я ставил шариком от шарикоподшибника - вышло довольно долго и криво.. но работало..
потом как то приобрёл  набор для установки люверсов - и совсем другое дело -  и стал ставить за секунду с превосходным качеством..


конкретные цифры: 
если взять НАЧЕРНО ( без учёта некоторых элементов)  - и прям  сейчас  посмотреть цены в Интернет-магазинах.. и затем посчитать розничную стоимость материалов необходимых для изготовления небольшого катаяка одиночка-плюс для автономного сплава.. без претензий на изыск,
но довольно прочный - ( низ из ПВХ.. верх из тонкой кордуры.. баллоны из таффеты ТПУ)

ну скажем  330х33 см ( длина и диаметр балонов).. и с    общей грузопордьёмностью  судна - около 200кг.. 

ТО: 

4 МЕТРА прочной ткани на дно - скажем ТЕЗЫ  - это  около  1000 руб  ( ТУРИН)
4 метра 300-й кордуры R\S на деку и палубу  - это ещё  1500 руб ( ТУРИН)
8 метров  ПУ-ткани для склейки камер  -  3000 руб (АЙСБЕРГ)
20 метров 10 мм стропы - для силового крепления  - 200 руб.. (ТУРИН)
2 штуцера по 75 руб штука..  - 150 руб (ТУРИН)
( штуцера в Голубой капельке лучше качеством, но дороже - по 100 руб -однако + пересылка)
клей.. нитки..нейлоновый шнур- метров 50 - на круг 1000 руб (в своём городе )

получается  около 7000 рублей..  да плюс ещё пересылка из разных мест - около 1000 руб..
итого - около 8000 тысяч на одни материалы купленные сразу в лоб - без поиска альтернативы

но сумму можно существенно сократить .. если скажем на местном рынке купить более дешевую тентовую ткань.. а в местных магазинах посмотреть  210..240 оксфорд на замену кордуре..
наиболее дорогостоящий воздухоудерживающий материал заменить сложнее без потери качества..
это может быть и резиноткань..  и некоторые виды упаковочной пленки..
а некоторые умельцы даже делают такие камеры из обычного полиэтилена для теплиц..
но лично я не приветствую камеры из полиэтилена - поскольку считаю их слишком ненадёжными..

короче - если похлопотать  ( но при этом конечно не воровать с улиц рекламу на ПВХ растяжках) - то с некоторым снижением качества исходных материалов  можно снизить их стоимость.. ну скажем с 8000 до 5000..   

зато ( для себя же делаем) увеличение потолка этих затрат скажем с 8000 до 10000 уже позволяет делать выбор и провести некую оптимизацию материалов по весу.. прочности и т.п.

недорогие конкуренты
в данном форм-факторе, грузоподьёмности и 
и функциональном назначении..  из известных мне: 
это "налим 225"  -  15000 руб
и "Тайга 340"  - 15000 руб

эти два весьма достойных и прочных туристических судна выбраны для сравнения из-за дешевизны .. всё остальное - заметно дороже..

писать собственно больше нечего  -  удачи тем кто вдруг будет делать..!
это всё..



"Истина — это не то, что можно доказать; это то, чего нельзя избежать" (с) Сент-Экзюпери
 
сообщение #5, 22.09.2015 в 18:08
Круть.
А технология изготовления внутренних баллонов?
Кому каяк, а кому - каюк
 
сообщение #6, 22.09.2015 в 20:01
== Круть ==
к сожалению - это не круть.. по многим причинам.. одно из главных - это моя хроническая неаккуратность..
большинство кто захочет повторить конструкцию подобного катаяка - сделают это куда как круче нежели я.. 

=== технология изготовления внутренних баллонов? ===

она так же очень проста  - но тем не менее  позволяет делать очень выносливые  камеры..

если внутренняя камера будет из ТПУ-ткани ( такая ткань максимально тянется на несколько десятков %)
то размеры камеры необходимо брать процентов на 5 больше чем размеры шкуры баллона - это позволит  в процессе эксплуатации всё давление баллона нагружать на более прочную шкуру  снимая при этом нагрузку с камеры..

если камера будет из эластичной ТПУ-плёнки (которая способна растягиваться на 500-600%)  то то размеры камеры необходимо брать такие же как у шкуры - или даже процентов на 5 меньше  чем размеры шкуры баллона - последннее  позволит  после накачки камеры всё равно передавать  всё давление баллона на шкуру - но  уменьшит при этом  износ  камеры трением.. ( меньше будет складок)

в любом случае технология изготовления камер очень простая:
из материала  клеиться (сваривается) цилиндр необходимого диаметра и длинной  на 20 см большей чем надо..
причём труба клеиться "внахлест"..  хотя бы с запахом  в 1.5..2 см..
если склеить ( сварить) в нахлёст нельзя - то материал соединяется "враздрай", но затем на шов сверху наклеивается усилительная полоска из того же материала
подобное решение позволяет получит максимально прочный боковой шов..

после склейки бокового шва камера выворачивается швом во внутрь  и в камеру вклеивается штуцер..
ну и последнее - как клей высохнет -  торцы камеры плотно заматываются рыболовной 3..4 мм резинкой длиной по 70 см..  ( для этого и было взято дополнительно 20 см к длинне камеры)
подобная скрутка - при незначительном возрастании веса - тем не менее очень надёжна - она очень прочно держит "боковой шов"  камеры.. и позволяет в любой момент получить доступ внутрь камеры..
такое соединение резиной.. держит давление  в камере два.. три дня..
если надо лучше то в момент намотки резины  на внутреннюю поверхность ккмеры в точке замотке можно капнуть хорошего силиконового герметика..

вот несколько фото изготовления подобной камеры из ПУ-плёнки: 


пленку я сварил утюгом "враздрай"






затем наклеил усилительную полоску






вклеил самодельный штуцер из горлышка ПЭТ-бутылки





закрутил торцы резиной..




ВСЁ - камера готова к вставке в шкуру


"Истина — это не то, что можно доказать; это то, чего нельзя избежать" (с) Сент-Экзюпери
 
сообщение #7, 22.09.2015 в 22:16, изменено: 22.09.2015 в 22:18 (Mish-go)
Заинтересовало. Только я не понял,если стропа вшивается внутри,то как потом фиксируется за нее веревка? Стропа должна идти с двух сторон на каждом баллоне? Какая общая ширина,длина и диаметр баллонов Вашего семейного катаяка? Какими нитками сшиваете? Можно хотя бы пару слов про технологию сварки утюгом?
Кто ты есть,где ты есть и - куда же потом?
 
сообщение #8, 23.09.2015 в 03:36
да забыл сказать самый главный секрет работы с камерами:

это самая дешевая детская присыпка (тальк)
ложку присыпки следует высыпать вовнутрь шкуры и растрясти по всей поверхности перед самой первой вставкой камеры..

"Истина — это не то, что можно доказать; это то, чего нельзя избежать" (с) Сент-Экзюпери
 
сообщение #9, 23.09.2015 в 04:10
цитата сообщения от Mish-go отправленного 22.09.2015 в 22:16
Заинтересовало. Только я не понял,если стропа вшивается внутри,то как потом фиксируется за нее веревка? Стропа должна идти с двух сторон на каждом баллоне? Какая общая ширина,длина и диаметр баллонов Вашего семейного катаяка? Какими нитками сшиваете? Можно хотя бы пару слов про технологию сварки утюгом?
10 мм стропа вшивается изнутри в складку шкуры. Складка шириной 25.. 30 мм.. сразу за складкой между вшитой стропой и швом самой складки прожигается отверстие -аккурат между стропой и швом..

сначала я в эти отверстия вставлял люверсы - но это было плохое решение.

сейчас я в эти отверстия  привязываю самозатягивающиеся  петли из нейлонового шнура - внешний диаметр такой петли - около 3.. 5 см..  что позволяет без проблем крепить к этим петлям  самые толстые верёвки
и одновременно  блокировать износ стропы..
такое решение - очень прочное.. надёжное.. очень ремонтопригодное и очень лёгкое..

вот пара фото иллюстрирующих этот принцип на примере стропы вшитой в складку кармана (катамарана):
там есть дырочки без люверсов - это оно и есть..






на каждом баллоне должно быть вшито по всей длинне баллона минимум две стропы с разнесением по диаметру баллона на 1\4.. 1\5 диаметра.. поскольку каждая поперечина должны жестко фиксироваться в 2-х точках каждого баллона. это позволит не только задать ширину судна но и зафиксировать ось продольного вращения баллонов.


размеры семейного катаяка указаны на фото выше  (тут одно такое фото с размерами)

нитки лавсановые максимально толстые которые потянет машинка..


сварка утюгом
- утюг на максимум 
- края пленки выравниваются - линейкой отмечается ширина сварки в 1 см (этого более чем достаточно)
- затем через прозрачную фторопластовую  плёнку края ПУ-пленки свариваются ютюгом..
это всё..
шов готов к работе сразу.. можно даже не усиливать его сверху лентой.. но я - по старинке - усиливаю..
ибо 5 грамм погоды не сделают, зато надёжность с лентой максимальная



"Истина — это не то, что можно доказать; это то, чего нельзя избежать" (с) Сент-Экзюпери
 
сообщение #10, 23.09.2015 в 07:12, изменено: 23.09.2015 в 07:15 (Jelsay)
поскольку появились заинтересованные...
то я бы порекомендовал бы им посмотреть на аналогичные суда которые делают другие люди


-----------------------------------------------------------------------------------

вот - к примеру - очень интересная конструкция катояка ( именно так автор её и называет)..  со шкурой из таффеты и камерами из полиэтилена
судно уникально своим весом - около 2 кг.. !!!
и себестоимостью.. по моей прикидке - около 1000 рублей..

сам автор  (Михаил Лаваришек)  позиционирует этот катаяк как парусное судно-одиночка для чистой и открытой воды..

тут три фильма : 

http://wwotchet.ucoz.net/index/katajak/0-23

лично я считаю что при всей уникальности судна - его материалы которые были выбраны в данной конструкции не вполне надёжные... ну скажем для похода по тайге.. 
а так же конструкция сидения и межбалллоного крепления  чрезмерно сложны..

но автор утверждает - что для парусника всё нормально..
удачи ему !!


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


вторая конструкция на которую я хочу обратить внимание самодельшиков - это "катамаран-тандем" Гамбаряна
и хотя данное судно изготавливается на продажу - тем не менее автор  "тандема" довольно много показывает и рассказывает интересного для самодельшиков..
за что ему большое спасибо!

сайт про  тандем: http://katamaran-tandem.ru/node/9

а так же интересное кино про устройство ( сборку) этого судна:
https://www.youtube.com/watch?v=JVTCCFgMhxs

тут и монобаллоны из лодочного ПВХ, и фрезерные работы по раме..
и даже палуба из специальной палубной сетки для морских яхт..

на мой взгляд это отличное судно для семейного похода
но  повторить такое - с достаточным качеством - не профессионалу сложно..
хотя конечно могут быть  и такие энтузиасты..

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

весьма интересна так же конструкция "католодки" Орловского,
Орловский просто взял два баллона и поставил на них сверху простую надувную лодку..
тем самым решил кучу проблем, включая приличную крейсерскую скорость.. 
но у меня нет под рукой ссылок
"Истина — это не то, что можно доказать; это то, чего нельзя избежать" (с) Сент-Экзюпери
 
сообщение #11, 23.09.2015 в 07:41
Как хорошо и понятно всё написано. Большое спасибо! Мне на один-два раза в год с супругой развеятся-самое то.:) Можно ещё про штуцер из-под пэт-бутылки? Как Вы его вклеиваете?
Кто ты есть,где ты есть и - куда же потом?
 
сообщение #12, 23.09.2015 в 09:07, изменено: 23.09.2015 в 09:13 (Jelsay)
это немного улучшенная конструкция клапанов из ПЭТ достаточно известного туриста самодельщика Вячеслава Завьялова:


помойка - это наше всё..


нужны также тиски и металлические и резиновые шайбы для опрессовки


горлышки обрезаются "по  зубчик"  и зубчик зачищаются наждачной бумагой


Завьялов сразу опрессовывает, а я ещё дополнительно обшиваю ниткой с клеем - так прочнее 

затем из ткани ПВХ вырезаются два "блина" с дыркой по центру под размер горлышка

эти "блины" промазываются клеем по всей поверхности и совмещаются вокруг зубчика горлышка..

всё это дело сохнет под прессом ( тиски,  кольца из плотной резины и кольца из металла)


со стороны камеры неплохо так же приклеить лепесток из тезы - такой простой клапан конечно немного травит, но зато с ним очень комфортно накачать лодку даже ртом..


в камере прорезается отверстие под горлышко - удобно маникюрными ножницами - верхний блин клапана сверху покрывается клеем и клапан изнутри камеры  вставляется в это отверстие и материал  вокруг клапана тщательно с давлением разглаживается.. ждём пока высохнет..
перед склейкой внутрь камеры желательно постелить полиэтилен дабы не прилипло куда не нужно..
клей лучше полиуритановый.. скажем "Момент-Кристалл" вполне подходит..
место склейки желательно прогреть термофеном  до +60..80 °С
так же неплохо добавить в клей перед склейкой 5% по весу термостабилизатора "Изур"
недорого продаётся  в автомагазинах как добавка к автолаку..
всё..

но ИМХО - существенно проще купить нормальный штуцер с затычкой.. ( хороший - d=10 мм - 100 руб)
потому что штуцер из-за своего длинного шланга прощает многие ошибки.
в частности позиционирования камеры в шкуре.. ведь точно совместить жесткую и короткую "пипку" от ПЭТ в отверстие шкуры заметно сложнее чем гибкий шланг резинового штуцера..

"Истина — это не то, что можно доказать; это то, чего нельзя избежать" (с) Сент-Экзюпери
 

KciroohS

<-CCC-< = ~ ~

243486263
www
сообщение #13, 23.09.2015 в 11:05, изменено: 23.09.2015 в 11:07 (KciroohS)
Не согласен, что самоделки не могут соревноваться с промышленными судами. В СССР видимо все промышленные модели разборных туристических лодок предварительно прошли этап самодельного конструирования и сборки. К примеру, прототип широкоизвестного "Тайменя" собирался автором из хоккейных клюшек и раскладушки (ссылка). Сегодня исключением можно считать только полиэтиленовые и композитные суда, сама технология изготовления которых расчитана на серийное производство и поэтому непрактична в использовании для частных лиц. В остальном есть примеры самоделок, которые надежнее, легче, изящнее промышленных образцов.

Что касается простых надувных судов, включая квазикатамаранные конструкции, то у них существенный недостаток - ужасные ходовые качества. Конструкторы о них вообще не задумываются: если при погружении в воду оно всплыло и длина больше ширины, значит это судно. А как же гидродинамика, скорость, управляемость, всхожесть на волну, первичная и вторичная остойчивость и мн.др. Поэтому на мой взгляд такой класс судов идеален как средство переправы для пеших и вело походов, как судно для дальних пеше-водных походов с доминирующей пешей и несложной водной частями, как судно для быстротекущих рек без или с небольшим количеством препятствий типа завалов и порогов.

Чем ТПУ ткань лучше чернухи (прорезиненной ткани)?
И подскажите, что за штуцеры продаются. У меня в (уже старой) КНБ просто шланг из баллона.
Белое, Карское, Охотское, Японское, Тихий, Байкал, Адриатика, Черное
 
сообщение #14, 23.09.2015 в 11:41, изменено: 23.09.2015 в 11:45 (Jelsay)
цитата сообщения от KciroohS отправленного 23.09.2015 в 11:05
Не согласен, что самоделки не могут соревноваться с промышленными судами. В СССР видимо все промышленные модели разборных туристических лодок предварительно прошли этап самодельного конструирования и сборки. К примеру, прототип широкоизвестного "Тайменя" собирался автором из хоккейных клюшек и раскладушки

это спорный и не однозначный вопрос - для большинства любителей проблема даже найти помещение со столом хотя бы в 3 метра длинной чтобы нормально сделать выкройку.. молчу уж про ТВЧ-сварку..
с другой стороны - были бы деньги - сшить сверзлёгкую шкуру из ПУ-ткани и собрать титановые "кости" для того же "Тайменя-С" ( супер) можно только индивидуально - ибо никто не будет производить этот супер -"Таймень" по цене в 5 раз дороже..
цитата:
Что касается простых надувных судов, включая квазикатамаранные конструкции, то у них существенный недостаток - ужасные ходовые качества. Конструкторы о них вообще не задумываются: если при погружении в воду оно всплыло и длина больше ширины, значит это судно. А как же гидродинамика, скорость, управляемость, всхожесть на волну, первичная и вторичная остойчивость и мн.др. Поэтому на мой взгляд такой класс судов идеален как средство переправы для пеших и вело походов, как судно для дальних пеше-водных походов с доминирующей пешей и несложной водной частями, как судно для быстротекущих рек без или с небольшим количеством препятствий типа завалов и порогов.
в принципе - согласен 
но мои суда уверенно ходят в группе таких таких каяков как "налим 150" "Миникаяк" "Тайга 430".. на что собственно и было рассчитано..  прыгать с водопадов мы пока не лезем..


цитата:
Чем ТПУ ткань лучше чернухи (прорезиненной ткани)?
по идее - сама резина стареет быстрее чем её искусственный аналог из полиуретана..
а так - особой разницы нет.. кроме цены.. и ещё того что резиноткань не сваришь утюгом..

цитата:
И подскажите, что за штуцеры продаются. У меня в (уже старой) КНБ просто шланг из баллона.
Штуцер с вклеенной трубкой ПВХ 12мм - 100 рублей..
http://bluedrop.ru/catalogue/52/
"Истина — это не то, что можно доказать; это то, чего нельзя избежать" (с) Сент-Экзюпери
 
сообщение #15, 23.09.2015 в 20:58
Тема для Самоделкиных, но скажу как потребитель.
Мне всегда очень нравилось пробовать и ходить на судах непромышленного, изготовления. Когда-то мой первый КНК был именно такой, пусть и не мной лично изготовленный, а подаренный.
Не хотелось бы чтобы тема заглохла на одном авторе.

Заинтересовала сама мысль. Применение в пеше-водных походах идеи широкое. При малом весе и варьируемых габаритах-остойчивости-управляемости отличный вариант для повторения и развития идеи.

Спасибо!
 
1 2 3 ... 10 печатать
Поехали! © 2002-2017